поэтому Христос и совершил таинство Евхаристии в момент наступления
ветхозаветного праздника Пасхи106. Также и Иустин Философ подчеркивает,
что "все, установленное Моисеем, <...> представляет собой типы и символы и
провозвещения пб имеющем совершиться во Христе"107.
7. Ветхозаветные пророчества, вдохновляемые духом Христа,
сосредотачивались на Христе и Его великом деле как своем главном предмете. "Все, от начала
знавшие Бога и предсказавшие пришествие Христа, получили откровение от
Самого Сына, Который в последние времена сделался видимым и могущим
страдать", — говорит св. Ириней Лионский108.
2.4.3 Буквальный и преобразовательный (типологический)
методы толкования Писания в христианской Церкви
Исходя из изложенных базисных принципов толкования, можно утверждать,
что в христианской Церкви в качестве основных используются только два
метода новозаветного толкования: во-первых, буквальный и, во-вторых,
преобразовательный (или типологический)109.
Буквальный метод используется, чтобы раскрыть собственный,
первоначальный смысл Писания, доносимый самой буквой. Он используется не только
в отношении законоположительных, исторических и учительных книг Ветхого
Завета, но и книг пророческих. Именно прямые пророческие указания, имеющиеся
в ветхозаветных книгах, позволяют утверждать, что Иисус из Назарета был тем
Мессией, которого и ожидал Израиль. Из Евангелия видно, что в эпоху Иисуса
Христа в качестве прямых указаний понимались слова Исайи (7:14) о рождении
Мессии от Девы (см. Мф. 1:23), пророчество Михея (5:1) о рождении Спасителя
в Вифлееме (причем так понимали это пророчество книжники, см. Мф. 2:6),
образ Ангела Господня в книге Малахии (Мал. 3:1) как Предтечи Мессии
(см. Мф. 11:10 и Мк. 1:2), а также описание святым пророком Исайей в 53
главе его книги страданий и смерти Мессии за грехи человеческие (Деян. 8:32).
Исполнение буквальных пророчеств на Иисусе из Назарета принесло две
тысячи лет назад уверение в том, что Иисус есть долгожданный Мессия как
апостолам, так и огромному количеству иудеев, вошедших в молодую христианскую
Церковь после ее основания (см. Деян. 2:41 и Др.); ныне же этот факт является
краеугольным камнем в мировоззрении каждого христианина.
Второй основной новозаветный метод толкования — преобразовательный
или типологический. Если исходить из взгляда, сформулированного Господом
106 Иоанн Златоуст, сет. Беседы на ев. от Матфея. Бес. 82 на Мф. 26:26-28.
107 Иустин Филосов, св. Разговор с Трифоном иудеем. Гл. 42.
108 Ириней Лионский, св. Против ересей. Кн. 4, гл. 7, 2.
109 См.: Корсунский И. Н. Новозаветное толкование..., с. 22.