Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
поэтому Христос и совершил таинство Евхаристии в момент наступления
ветхозаветного праздника Пасхи106. Также и Иустин Философ подчеркивает,
что "все, установленное Моисеем, <...> представляет собой типы и символы и
провозвещения пб имеющем совершиться во Христе"107.
7. Ветхозаветные пророчества, вдохновляемые духом Христа,
сосредотачивались на Христе и Его великом деле как своем главном предмете. "Все, от начала
знавшие Бога и предсказавшие пришествие Христа, получили откровение от
Самого Сына, Который в последние времена сделался видимым и могущим
страдать", — говорит св. Ириней Лионский108.
2.4.3 Буквальный и преобразовательный (типологический)
методы толкования Писания в христианской Церкви
Исходя из изложенных базисных принципов толкования, можно утверждать,
что в христианской Церкви в качестве основных используются только два
метода новозаветного толкования: во-первых, буквальный и, во-вторых,
преобразовательный (или типологический)109.
Буквальный метод используется, чтобы раскрыть собственный,
первоначальный смысл Писания, доносимый самой буквой. Он используется не только
в отношении законоположительных, исторических и учительных книг Ветхого
Завета, но и книг пророческих. Именно прямые пророческие указания, имеющиеся
в ветхозаветных книгах, позволяют утверждать, что Иисус из Назарета был тем
Мессией, которого и ожидал Израиль. Из Евангелия видно, что в эпоху Иисуса
Христа в качестве прямых указаний понимались слова Исайи (7:14) о рождении
Мессии от Девы (см. Мф. 1:23), пророчество Михея (5:1) о рождении Спасителя
в Вифлееме (причем так понимали это пророчество книжники, см. Мф. 2:6),
образ Ангела Господня в книге Малахии (Мал. 3:1) как Предтечи Мессии
(см. Мф. 11:10 и Мк. 1:2), а также описание святым пророком Исайей в 53
главе его книги страданий и смерти Мессии за грехи человеческие (Деян. 8:32).
Исполнение буквальных пророчеств на Иисусе из Назарета принесло две
тысячи лет назад уверение в том, что Иисус есть долгожданный Мессия как
апостолам, так и огромному количеству иудеев, вошедших в молодую христианскую
Церковь после ее основания (см. Деян. 2:41 и Др.); ныне же этот факт является
краеугольным камнем в мировоззрении каждого христианина.
Второй основной новозаветный метод толкования — преобразовательный
или типологический. Если исходить из взгляда, сформулированного Господом
106 Иоанн Златоуст, сет. Беседы на ев. от Матфея. Бес. 82 на Мф. 26:26-28.
107 Иустин Филосов, св. Разговор с Трифоном иудеем. Гл. 42.
108 Ириней Лионский, св. Против ересей. Кн. 4, гл. 7, 2.
109 См.: Корсунский И. Н. Новозаветное толкование..., с. 22.