Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный
6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи
В 1793 году западный исследователь Е. СР. Розенмюллер (Е. F. Rosen-
mueller) в своих "Заметках на книгу Исайи" выделил перикопы Ис. 42:1—7;
49:1—5; 50:4—10 и 52:13—53:12 как имеющие самостоятельное содержание и
предположил, что они были добавлены в книгу Второисаии после ее составления
(фрагмент 53:2—12 он рассматривал как произведение поэта послепленного
периода).1 В 1892 году немецкий библеист Бернхард Дум (Bemhard Duhm),
следуя мысли Ε. Φ. Розенмюллера, в своем, имевшем немалое влияние на библеис-
тику того времени "Комментарии на книгу Исайи"2, выделил в тексте Второисаии
примерно те же самостоятельные фрагменты и назвал их "песни Слуги Господня"
(Ис. 42:1-4; 49:1-6; 50:4-9; 52:13-53:12). Б. Дум указал при этом, что по
форме они сходны между собой, но отличаются от прочего текста и предположил,
что они были созданы после плена каким-то другим автором, испытавшим на
себе влияние как Второисаии, так Иеремии и Иова.3
В настоящее время большинство исследователей находят целесообразным
выделение для отдельного рассмотрения "песен Слуги Господня", но склоняются
при этом к мысли единства авторства песен и второй части книги Исайи.4
Существуют различные варианты выделения стихов песен из общего текста
книги; в данной работе приняты следующие отделы текста:3 1) Ис. 42:1—7;
2) Ис. 49:1-6; 3) Ис. 50:4-11; 4) Ис. 52:13-53:12.
1 Clifford R. J. Second Isaiah/Anchor Bible Dictionary. 6 volumes. N. Y, 1992. CD ROM
electronic edition: Logos Library System 2.1 f, 1996.
2 Duhm B. Jesaia / Handkommentar zum Alten Testament. 1892, S. 311.
3 Антонины Б. Экзегезис книг Ветхого Завета. М., [ 1997,] с. 131.
4 France R. Т. Servant of the Lord / New Bible Dictionary. Ed. J. D. Douglas. 2nd ed.
Wheaton, IL, 1982, xviii + 1326 p. CD ROM edition, Logos Library System 2.1 f, 1996.
Живые и убедительные рассуждения об органичном вхождении четвертой песни
(Ис. 52:13-53:12) в контекст соседних глав книги Исайи см. у И. Орфанитского в его
работе: Орфанитский И. А. Пророчество Исайи о страданиях и прославлении Раба Иеговы
(Ис. Lll, 13-LIII, 12)//Христианское чтение, 1881, 11-12, 599-682 ее; с. 606-607.
5 См., напр.: GitayY. Isaiah, the Book of / Harper's Bible dictionary. General editor
Ρ J. Achtemeier. 1st ed. San Francisco, 1985, xxii+ 1178 + 16 p.+ 8 p. CD ROM edition:
Logos Library System 2.1 f, 1996.
А. К. Волнин придерживается другого разделения песен: 1) 42:1-7; 2) 49:1-9;
3) 50:4-9; 4) 52:13-53:12 и добавляет сюда еще 61:1-3 и 63:1-6. (Волнин А. К., с. 331).
И. Ф. Григорьев в работе по мессианизму в книге пророка Исайи (Григорьев И. Ф.
Пророчества Исайи о Мессии и Его Царстве. Казань, 1901,332 с.) рассматривает четыре
песни Слуги Ягве следующим образом: 1) Ис. 42:1-9 ; 2) Ис. 49:1-9; 3) Ис. 50:4-11;
154