Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
следовательно, стих 42:7 (вместе с 42:5—6) может быть отнесен к первой песне
Слуги Ягве. Свидетельство об этом в новозаветной традиции находится в
словах старца Симеона, увидевшего младенца Иисуса в Иерусалимском храме и
назвавшего Его "светом во откровение язычников и славой <...> Израиля"
(Лк. 2:32) — сообразно пророчеству как первой, так и второй песни Слуги
(Ис. 49:6).
В подтверждение изложенных мыслей и в связи с рассматриваемыми
деяниями Слуги Господня рассмотрим кумранскую рукопись 4Q521.
6.7. Кумранская рукопись 4Q521
"Мессия неба и земли" и деяния Мессии
Рукопись 4Q521 "Мессия неба и земли" первоиздатели по праву назвали
"одной из наиболее прекрасных и значительных в собрании Кумрана"". Ее
текст палеографически датируется хасмонейским периодом. Фотографическое
изображение и перевод приводятся в Приложении, здесь же рассмотрен
единственный хорошо сохранившийся отрывок — 2-ой столбец 1-го фрагмента.
Вначале автор рукописи говорит великой гармонии мира в мессианские
времена и послушании Мессии как небесных, так и земных созданий:
1 [...не]бо и земля будут повиноваться Его Мессии (νπν,2ί2),
2 [и все, ч]то в них, не отвратится от заповедей святых (С£"Пр, "кедошим").
По мысли автора, Мессия установит мироустройство, при котором каждое
существо будет усердно исполнять "заповеди святых". Далее автор ободряет тех,
кто ожидает пришествия Помазанника Господня, и призывает их укрепиться
через служение Господу и терпеливо ждать прихода Мессии:
3 Укрепитесь в служении Ему, ищущие Господа ("j4N, Адоная).
4 Разве не найдете Господа ("ΉΝ, Адоная) в этом вы, ждущие терпеливо
в сердцах ваших?
3 Ибо Господь (""IN, Адонай) посетит благочестивых (СТОП,
"хассидим"), и праведников (Ε'ρΉΪ, "цаддиким") Он назовет по имени.
Невозможно однозначно утверждать, кто имеется в виду под именем Господа
(""ЗЧК, Адоная) в строках 3—7. С одной стороны, в этот период уже существует
традиция замены ветхозаветного имени Божиего Ягве ("ΙΓΡΠ) на имя Адонай
("ЧЧК)56, — в этом случае под именем Адонай имеется в виду Господь (Ягве),
Который упоминается в связи с деяниями Мессии как Тот, Кто действует через
Мессию: Дух Господа нисходит на кротких и укрепляет верных:
56 Eisenman Я., Wise Μ. The Dead Sea Scrolls Uncovered. N.-Y., [1992], p. 19.
56 См. об этом в главе 4.
175