2. Различие (а иногда усмотрение противоположности) некоторых
черт. Например, Адам как прообраз Христа: грехопадение произошло через одного
человека, и спасение тоже через одного (Рим. 5:15); смерть через грех от одного
Адама перешла во всех людей, но также и от одного Иисуса Христа оправдание
простирается на всех (Рим. 5:12, 18). При этом, по словам Златоуста, там —
грех, здесь — благодать, там — преслушание, здесь —- послушание, там —
осуждение, здесь — оправдание, там — смерть, здесь — вечная жизнь. Очевидна
логичность и оправданность таких противоположений, в системе своей выявляющих
прообразность Адама Христу по противопоставлению113. По замечанию
свт. Василия Великого, при требуемом сходстве типоса и реального явления,
различий столько же, "сколько между сновидением и действительностью, между
тенью и тем, что действительно существует"116. То есть, различие является
следствием других свойств типологического метода, указанных далее.
3. Превосходство прообразуемого над прообразом.
4. Взаимное отношение во времени: типос ограничен во времени и
предшествует конечному событию.
5. Историческая реальность и типоса, и прообразуемого им события или
лица. По мысли блаж. Иеронима, апостол Павел в послании к Галатам (4:24)
дал правило: типологически изъяснять ветхозаветные писания нужно так, чтобы
оставалась неприкосновенной истина истории .
2.4.5 Отличие прообразовательного (типологического) метода от
прямого пророчества, символа, притчи и аллегории
Несоответствие любому из перечисленных частных свойств приводит к
трансформации типоса в пророчество, символ, притчу или аллегорию. Поэтому очень
важно уяснить их взаимное отличие.
1. Отличие типоса от прямого пророчества118
Прямое пророчество — это ясное, буквальное возвещение воли Божией,
и, в частности, непосредственное предсказание будущего119. Типос же "есть
выражение ожидаемого через уподобление, которым знаменательно указывается
будущее" (свт. Василий Великий)120. Например, Адам — типос, прообраз буду-
115 Что и находим у бл. Иеронима в Толковании на Рим. 4:14 и у Кирилла
Александрийского в Комментарии на книгу Бытие.
116 Василий Великий, свт. О Святом Духе, гл. 14.
117 Иероним, блаж. Толкование на Гал. 4:24.
118 Корсунский И. Н. Новозаветное толкование..., с. 30.
119 Ириней Лионский, свт. Против ересей, кн. 4, гл. XX, 5. Иустин Философ, св.
Разговор с Трифоном Иудеем, гл. 111.
120 Василий Великий, свт. О Святом Духе, гл. 14.
65