Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
2. Различие (а иногда усмотрение противоположности) некоторых
черт. Например, Адам как прообраз Христа: грехопадение произошло через одного
человека, и спасение тоже через одного (Рим. 5:15); смерть через грех от одного
Адама перешла во всех людей, но также и от одного Иисуса Христа оправдание
простирается на всех (Рим. 5:12, 18). При этом, по словам Златоуста, там —
грех, здесь — благодать, там — преслушание, здесь —- послушание, там —
осуждение, здесь — оправдание, там — смерть, здесь — вечная жизнь. Очевидна
логичность и оправданность таких противоположений, в системе своей выявляющих
прообразность Адама Христу по противопоставлению113. По замечанию
свт. Василия Великого, при требуемом сходстве типоса и реального явления,
различий столько же, "сколько между сновидением и действительностью, между
тенью и тем, что действительно существует"116. То есть, различие является
следствием других свойств типологического метода, указанных далее.
3. Превосходство прообразуемого над прообразом.
4. Взаимное отношение во времени: типос ограничен во времени и
предшествует конечному событию.
5. Историческая реальность и типоса, и прообразуемого им события или
лица. По мысли блаж. Иеронима, апостол Павел в послании к Галатам (4:24)
дал правило: типологически изъяснять ветхозаветные писания нужно так, чтобы
оставалась неприкосновенной истина истории .
2.4.5 Отличие прообразовательного (типологического) метода от
прямого пророчества, символа, притчи и аллегории
Несоответствие любому из перечисленных частных свойств приводит к
трансформации типоса в пророчество, символ, притчу или аллегорию. Поэтому очень
важно уяснить их взаимное отличие.
1. Отличие типоса от прямого пророчества118
Прямое пророчество — это ясное, буквальное возвещение воли Божией,
и, в частности, непосредственное предсказание будущего119. Типос же "есть
выражение ожидаемого через уподобление, которым знаменательно указывается
будущее" (свт. Василий Великий)120. Например, Адам — типос, прообраз буду-
115 Что и находим у бл. Иеронима в Толковании на Рим. 4:14 и у Кирилла
Александрийского в Комментарии на книгу Бытие.
116 Василий Великий, свт. О Святом Духе, гл. 14.
117 Иероним, блаж. Толкование на Гал. 4:24.
118 Корсунский И. Н. Новозаветное толкование..., с. 30.
119 Ириней Лионский, свт. Против ересей, кн. 4, гл. XX, 5. Иустин Философ, св.
Разговор с Трифоном Иудеем, гл. 111.
120 Василий Великий, свт. О Святом Духе, гл. 14.
65