Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис.50:4—11)
по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи
Переходную ступень к величайшему мессианскому пророчеству четвертой
песни о уничижении и прославлении Слуги Ягве представляет собой третья
песнь, которая по форме является пространной речью страдающего Слуги
Господня. Наряду с четвертой песнью, третья песнь содержит аналогии с теми
мессианскими местами книги Исайи, которые повествуют о мудрости Мессии и
силе Его проповеди — в частности, с предыдущей второй песнью и
рассмотренным ранее повествованием об Отрасли Иессеевой (см. §5.6.1).
В Великом свитке Исайи текст третьей песни располагается в 5—13 строках
42-го столбца. Стихи 50:4, 7, 10 в lQIsa не имеют отличий от МТ.
50:4 "Господь Бог (ГмГР ^"IN, Адонай Ягве) дал Мне язык мудрых, чтобы
Я мог словом подкреплять изнемогающего: каждое утро Он пробуждает,
пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся". В третьей песни
несколько стихов (4-й, Э-и, 7-ой и 9-й) начинаются с возвышенной фразы
"Адонай Ягве" (ГЛГГ ""2ПХ), что служит, с одной стороны, выражением особой
значимости и торжественности возглашаемого Слугой Своим "Господином Ягве ',
поскольку этимологически слово "Адонай" ('ί"!ί<) имеет значение "мой господин
(см. §4.2, с. 100—101), соответственно, фраза "Адонай Ягве ' (ГПГИ "]~Х) в
данном контексте может иметь смысл "Мой Господин Ягве'. С другой стоооны,
подчеркивая несколько раз, что Ягве является Его Владыкой. Слуга заставляет
помнить, что претерпеваемые Им страдания происходят по воле и замыслу Ягве.
Далее в этом стихе говорится о той мудрости, которую даровал Мессии Господь
для укрепления изнемогающих, что вполне адекватно описанию свойств Мессии
в образе Отрасли и Слуги Ягве з первой песни.
50:5 "Господь Бог (МТ: ГПГГ ЧЧК, .Адонай Ягве; lQIsa: u'm'rN "УПК,
Адонай Элогим 3) открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил
назад". Ягве — Господин Слуги — дарует Ему откровения ("открыл Мне ухо")
и наставляет Его. Хотя содержание откровения не сообщается, из следующего
стиха достаточно ясно, что имеются в виду добровольные сгоадания Мессии.
Слуга показывает при этом высочайшее послушание ("Я не воспротивился, не
отступил назад"), яв.уяя полную гармонию своей воли с волей Господа.'4
^0:5 "Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим
(МТ. I""":"1? — "поражающим"; lQIs1: С1?"^ — "бьющим железом"0): iwua
тс iQ!Sa столбец 42. строка 6. слово 5.
"4 ~ригорьеб и. О. Пророчества Исайи о Мессии и Его Царстве с 180.
751Qlsa, столбец 42. строка 7, слово 6. Ресевоц предложен Ф.П. Миллеосм (см.:
Miller F. P. The Great Isaiah Scroll. Col. XL!I. http://wvvw.ac.net ~imoellei7qum-42.htm).
184