Уязвимая сторона данной гипотезы заключается в ее построении на анализе
семи первых найденных документов, из которых больше половины (по крайней
мере, 4 из 7) действительно были созданы членами неизвестных иудейских
сектантских ассоциаций. Однако в настоящее время на основе анализа содержания
всех известных свитков можно утверждать, что только треть рукописей
отражают воззрения иудейских сектантских общин11, причем не одной, а нескольких (см.
§2.2.2). По-другому могут быть интерпретированы и артефакты6: небольшие
по размеру комнаты могли быть предназначены для хранения овощей или разного
рода продукции. Большие ванны могли служить цистернами для резервного
хранения запасов воды, на случай засухи или осады. Кладбище находится слишком
близко к стене, чтобы удовлетворять условиям ритуальной чистоты, кроме того,
женский и детские скелеты все же были найдены, хоть и в некотором отдалении.
Расположение поселения в пустыне могло быть продиктовано необходимостью
фортифицировать данный район, хотя оно могло представлять из себя и
защищенный центр большого земельного угодья. Наконец, были найдены не только
простые предметы, но и ряд весьма сложных произведений искусства.
В первой половине 1990-х Джозеф Пэтрич (Joseph Patrich) и другие
израильские археологи попытались найти сеть тропинок, которые могли связывать
уединенные жилища кумранских отшельников со зданиями основного комплекса
(в средневековых монастырях всегда была подобная сеть дорожек от келий до
церкви и трапезной). Никаких следов тропинок от гипотетических шатров и
палаток отшельников найти не удалось. Следы подобного рода обычно хорошо
сохраняются в пустыне и известны археологам: так, например, временные стоянки
бедуинов без труда определяются даже спустя столетия. Кумран же был заселен
не временно, а около двух веков, однако никаких следов живших поблизости
обитателей там нет. Выходит, только те, кто мог находиться внутри стен, жили
в Кумране — т.е. одновременно около 50 человек! Нарисованная о. Р. де Во
картина сотен насельников должна быть сегодня серьезно скорректированна'. а
идентификация Кумрана с религиозных поселением не может рассматриваться
как безусловно верная и неоспоримая гипотеза.
2.1.2 Отождествление предполагаемой религиозной общины
с одним из ответвлений ессейства
После возникновения предположения о поселении на месте Кумрана
религиозной общины появились попытки идентифицировать ее с одним из известных
5 Schiffman L. Η. Reclaiming the Dead Sea Scrolls. Philadelphia, Jerusalem, 1994, p. 34.
Соответствующая библиография дана ниже при описании альтернативных теорий.
7 Wise Μ., Abegg M., Cook E. The Dead Sea Scrolls..., p. 23.
Б
30