эта фраза означает буквально "ведение и страх Господа", причем слово
"Господа" (ГПГР) относится не только к слову "страх" (ΠΝΤ, "йират"), но и к слову
"ведение" (ΠΙΓΪ, "даат"). Поэтому А. К. Волнин пишет, что '"ведение означает
в Нем не интеллектуальную способность, а познание Господа, познание не
холодное, не отвлеченное, а живое и совершенное, проистекающее из теснейшего и
непрерывного взаимообщения Бога с Ним и Его с Богом (ср. 50:4—5).
"Познанию Господа" вообще чужд, по употреблению пророком этого понятия, один
только теоретический характер. Это понятие граничит у него с понятием
праведности (11:9; 53:11; 54:13—14), и, следовательно, предполагает <...> опыт познания
духовной жизни, в котором познание Господа переживается сердцем, переводится
в жизнь души и тем возводится на возможную степень совершенства".33
Непосредственно с даром ведения Господа соединяется у Мессии и "страх
Господень" (ΓΠΓΡ Ρ;ϊ< 'Τ) — т.е. благоговение перед величием Божиим, которое
открывается из Его познания. Благоговение ведет к покорности воле Божией и
готовности исполнить ее, признав всецелую зависимость от Бога. Это хорошо
согласуется со смыслом перевода 70-ти (εύσεβίίκ), переданным по-славянски и
по-русски как "благочестие".34
5.6.4 Мессия как праведный Судия
Пророческое проникновение в суть вещей, в потаенные уголки человеческой
природы, способность правильно управлять людьми, а также близкие отношения
с Богом позволят Мессии выступать в качестве праведного Судии.
"И будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих
решать (ГРГТ) дела" (11:3). Глагол ГПрТ1 ("йохиах") в данной форме переводится
"судить, разбирать, произносить приговор", а иногда и "обличать, укорять,
наказывать, карать". В целом приведенная фраза означает, что судебная деятельность
Мессии будет основана не на внешнем впечатлении и не на мнении, высказанном
другими людьми (которое может быть ложным и клеветническим), но в силу
пребывающего в Нем духа разума.3"1
"Он будет судить бедных по правде (р"12>, "цедек"), и дела страдальцев
земли решать (ΠΌΙΠ, "гохиах") по истине ("TWi^Ki, "мишор")" (11:4а). Слово
""iVviTO ("мишор") означает "справедливость, беспристрастие". Сообразно этому,
а также сообразно правде (р""К, "цедек") будет выносить свои судейские
определения Мессия. Глагол "решать" (ГГЭ1П, "гохиах") означает (особенно, как здесь, с
предлогом Ь) "обеспечить права, защитить, успокоить". Поэтому "действительная
правота найдет себе на суде Его верную защиту от несправедливостей, оттого все,
33 Там же, с. 290.
34 Там же, с. 291.
35 Там же, с. 298-299.
140