Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
Απ. Павел указывает, что прохождение через Чермное море и следование
за облаком, посредством которого Сам Господь присутствовал с народом Израиле-
вым, было прообразом крещения: через первое Израиль был избавлен от
физического ига фараона, а через второе новый Израиль — верующие во Христа —
избавляются от духовного рабства мысленному фараону — днаволу. Вождем
ветхих израильтян был Моисей, вождь и освободитель Церкви — Мессия-
Христос. Не всем израильтянам удалось избегнуть опасности, даже имея такого
мудрого руководителя, как Моисей, поскольку они проявили злое своенравие —
Христиане подвержены подобной опасности, если уклоняются от своего Пастыря.
Для обозначения ветхозаветного прообраза в Писании Нового Завета
используется греческое слово τύπος и его производные (τύποι, τυπικώς; см.
1 Кор. 10:6, 11, Рим. 5:14). В противоположность ветхозаветному
соответствующее ему новозаветное событие, лицо, учреждение или понятие называется при
этом άντίτυπον (1 Пет. 3:21, Евр. 9:24). Иногда в Священном 11исании Нового
Завета используются и другие выражения для указания на ветхозаветный
прообраз: υπόδειγμα (Иак. 5:10, 2 Пет. 2:6, Евр. 4:11, 8:5, 9:23), παραβολή (в
Евр. 9:9, 11:19), ομοιότης (Евр. 7:15), σκιά (буквально "тень" — Кол. 2:17,
Евр. 8:5, 10:1). Свт. Иоанн Златоуст в толковании на Гал. 4:24 (β,τινά εατιν
κλληγορουμενα, "которые суть иносказания") говорит: "апостол назвал
иносказанием (άλληγορίαν) прообраз (τύπον). Этим он хотел сказать, что данная история
(Гал. 4:22—31) изображает не только то, что представляется в ней с первого
взгляда, но выражает также и другое нечто, поэтому он и назвал ее иносказанием"112.
Впрочем, нередко типологический метод толкования употребляется в Новом
Завете без использования подобных указующих слов.
2.4.4 Характеристика преобразовательного (типологического)
метода толкования Священного Писания
Чтобы выяснить точнее, в чем отличие типологического метода от
символического и аллегорического, выделим конкретные свойства преобразовательного
способа толкования113:
1. Сходство в основных чертах (т.е. структурное сходство) между
прообразом и самим событием. Выражаясь современными терминами, прообраз —
это модель, которая отличается в деталях, но в целом воспроизводит будущий
образ. "Прообраз (τύπος) не должен быть совершенно отличен от истины —
иначе он не был бы прообразом", — указывает свт. Иоанн Златоуст114.
112 Цит. по: Корсунский И. Н. Новозаветное толкование..., с. 23.
113 Подробнее см.: Корсунский И. Н. Новозаветное толкование..., с. 31-34.
114 Иоанн Златоуст, свт. Беседа на 1 Кор. 10:1.
64