Απ. Павел указывает, что прохождение через Чермное море и следование
за облаком, посредством которого Сам Господь присутствовал с народом Израиле-
вым, было прообразом крещения: через первое Израиль был избавлен от
физического ига фараона, а через второе новый Израиль — верующие во Христа —
избавляются от духовного рабства мысленному фараону — днаволу. Вождем
ветхих израильтян был Моисей, вождь и освободитель Церкви — Мессия-
Христос. Не всем израильтянам удалось избегнуть опасности, даже имея такого
мудрого руководителя, как Моисей, поскольку они проявили злое своенравие —
Христиане подвержены подобной опасности, если уклоняются от своего Пастыря.
Для обозначения ветхозаветного прообраза в Писании Нового Завета
используется греческое слово τύπος и его производные (τύποι, τυπικώς; см.
1 Кор. 10:6, 11, Рим. 5:14). В противоположность ветхозаветному
соответствующее ему новозаветное событие, лицо, учреждение или понятие называется при
этом άντίτυπον (1 Пет. 3:21, Евр. 9:24). Иногда в Священном 11исании Нового
Завета используются и другие выражения для указания на ветхозаветный
прообраз: υπόδειγμα (Иак. 5:10, 2 Пет. 2:6, Евр. 4:11, 8:5, 9:23), παραβολή (в
Евр. 9:9, 11:19), ομοιότης (Евр. 7:15), σκιά (буквально "тень" — Кол. 2:17,
Евр. 8:5, 10:1). Свт. Иоанн Златоуст в толковании на Гал. 4:24 (β,τινά εατιν
κλληγορουμενα, "которые суть иносказания") говорит: "апостол назвал
иносказанием (άλληγορίαν) прообраз (τύπον). Этим он хотел сказать, что данная история
(Гал. 4:22—31) изображает не только то, что представляется в ней с первого
взгляда, но выражает также и другое нечто, поэтому он и назвал ее иносказанием"112.
Впрочем, нередко типологический метод толкования употребляется в Новом
Завете без использования подобных указующих слов.
2.4.4 Характеристика преобразовательного (типологического)
метода толкования Священного Писания
Чтобы выяснить точнее, в чем отличие типологического метода от
символического и аллегорического, выделим конкретные свойства преобразовательного
способа толкования113:
1. Сходство в основных чертах (т.е. структурное сходство) между
прообразом и самим событием. Выражаясь современными терминами, прообраз —
это модель, которая отличается в деталях, но в целом воспроизводит будущий
образ. "Прообраз (τύπος) не должен быть совершенно отличен от истины —
иначе он не был бы прообразом", — указывает свт. Иоанн Златоуст114.
112 Цит. по: Корсунский И. Н. Новозаветное толкование..., с. 23.
113 Подробнее см.: Корсунский И. Н. Новозаветное толкование..., с. 31-34.
114 Иоанн Златоуст, свт. Беседа на 1 Кор. 10:1.
64