ле это еврейской слово (СУ, "ам") обозначает народ Израилев (Исх. 15:13; Ос.
1:9; 2:23), поэтому употребленное здесь у пророка Исайи во множественном
числе, как и в Быт. 49:10 ("Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель
от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов
(□"'ΏΙ?)"), оно означает "универсальность назначения Мессии, приходящего для
спасения всех народов без всякого исключения".60
После того, как Мессия привлечет всеобщее внимание, "к Нему обратятся"
(буквально: "за Ним последуют по следам, будут Его искать", 1СГГТ, "идэрошу")
"языческие народы" (С"!3, "гоим"). Глагол "выражает здесь мысль о
стремительном движении людей к корню Иессеева". В свете описанных исключительных
свойств Мессии язычники обратятся к Нему как для того, чтобы обрести у Него
помощь и защиту, так и для того, чтобы научиться пути истинной жизни.61
Последняя фраза рассматриваемого стиха ("и будет покой Его слава")
указывает, что место, где Мессия будет пребывать как Царь, будет исполнено
Его славы (ТПЗ, "кавод"), поскольку слово "покой" (ΠΠΊ3ΰ, "мэнуха") означает
место отдыха, спокойного пребывания. Кроме указания на прославление Мессии-
Царя в мессианские времена, что следует из буквального смысла пророчества,
многие христианские экзегеты, включая блаженного СРеодорита Киррского,
святителей Иоанна Златоустого и Василия Великого, усматривали здесь более глубокий
смысл в связи с идеей страдания и смерти Мессии. Под местом покоя они
разумели гроб, в котором погребли Мессию (блаженный Иероним даже употребил
слово "гроб" (sepulchrum) в Вульгате), а под "славой" — прославление Мессии
после воскресения из мертвых.62
5.9. Царствование Мессии по кумранскнм рукописям
Описание мессианского царства в кумранских небиблейских рукописях в
целом соответствует концепции книги Исайи. Одна из основных идей рукописи
"Сын Божий" заключается в том, что царство Мессии носит вечный и мирный
характер: "Его Царство будет вечное Царство, и Он будет Праведен во всех
путях Своих, Он бу[дет суди]ть землю в праведности, и каждый пребудет в мире.
Меч перестанет на земле, и каждый народ поклонится Ему" (4Q246 2:5—7). В
"Молитве Еноха" описывается вечное пребывание славы Божией в царстве
Мессии: "Это — слава Твоей земли. И на ней об[итают Твои люди...] Твое
око — на нее, и Твоя слава будет зрима здесь на[всегда...,] его семени на их
поколения вечное владение" (4Q369 1 ϋ 2—4). В "Благословениях патриархов"
60 Там же, с. 312.
61 Там же, с. 312-313.
62 Там же, с. 313.
150