Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
ле это еврейской слово (СУ, "ам") обозначает народ Израилев (Исх. 15:13; Ос.
1:9; 2:23), поэтому употребленное здесь у пророка Исайи во множественном
числе, как и в Быт. 49:10 ("Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель
от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов
(□"'ΏΙ?)"), оно означает "универсальность назначения Мессии, приходящего для
спасения всех народов без всякого исключения".60
После того, как Мессия привлечет всеобщее внимание, "к Нему обратятся"
(буквально: "за Ним последуют по следам, будут Его искать", 1СГГТ, "идэрошу")
"языческие народы" (С"!3, "гоим"). Глагол "выражает здесь мысль о
стремительном движении людей к корню Иессеева". В свете описанных исключительных
свойств Мессии язычники обратятся к Нему как для того, чтобы обрести у Него
помощь и защиту, так и для того, чтобы научиться пути истинной жизни.61
Последняя фраза рассматриваемого стиха ("и будет покой Его слава")
указывает, что место, где Мессия будет пребывать как Царь, будет исполнено
Его славы (ТПЗ, "кавод"), поскольку слово "покой" (ΠΠΊ3ΰ, "мэнуха") означает
место отдыха, спокойного пребывания. Кроме указания на прославление Мессии-
Царя в мессианские времена, что следует из буквального смысла пророчества,
многие христианские экзегеты, включая блаженного СРеодорита Киррского,
святителей Иоанна Златоустого и Василия Великого, усматривали здесь более глубокий
смысл в связи с идеей страдания и смерти Мессии. Под местом покоя они
разумели гроб, в котором погребли Мессию (блаженный Иероним даже употребил
слово "гроб" (sepulchrum) в Вульгате), а под "славой" — прославление Мессии
после воскресения из мертвых.62
5.9. Царствование Мессии по кумранскнм рукописям
Описание мессианского царства в кумранских небиблейских рукописях в
целом соответствует концепции книги Исайи. Одна из основных идей рукописи
"Сын Божий" заключается в том, что царство Мессии носит вечный и мирный
характер: "Его Царство будет вечное Царство, и Он будет Праведен во всех
путях Своих, Он бу[дет суди]ть землю в праведности, и каждый пребудет в мире.
Меч перестанет на земле, и каждый народ поклонится Ему" (4Q246 2:5—7). В
"Молитве Еноха" описывается вечное пребывание славы Божией в царстве
Мессии: "Это — слава Твоей земли. И на ней об[итают Твои люди...] Твое
око — на нее, и Твоя слава будет зрима здесь на[всегда...,] его семени на их
поколения вечное владение" (4Q369 1 ϋ 2—4). В "Благословениях патриархов"
60 Там же, с. 312.
61 Там же, с. 312-313.
62 Там же, с. 313.
150