Авраам же был прообразом новозаветного истинного верующего, поэтому
свт. Филарет говорит: "Мелхиседек благословляет Авраама, отца верующих,
как высший низшего — и во Христе Сам Бог благословляет нас всяким
благословением духовным на небесах"130. Соотношением указанных типологических
образов Мелхиседека и Авраама объясняется и принятие первым десятины.
Это — важная деталь, поскольку необрезанный принимает у обрезанного: также
Христос будет священником тех, которые не суть обрезанные, но при этом Он
примет и благословит приходящих к Нему обрезанных131.
2.4.7 Использование буквального и типологического метода
толкования в кумраиских рукописях
Наряду с континуальными комментариями, в кумранских текстах встречаются
другие виды толкования, называемые в общем "тематическими комментариями .
Они включают как буквальные, так и прообразовательные истолкования пророчеств.
К буквальным толкованиям относится, например, "Антология" (4Q174, или
4QFlor). Рукопись представляет собой подборку цитат, относящихся к событиям
"последних дней". Ее интересной особенностью является то, что используется
прием симфонического толкования Писания — когда одни места разъясняются
в свете других .
Значительно больший интерес представляют примеры типологического
истолкования. Один из них — это текст "Небесный князь Мелхиседек" (HQMelch),
в котором образ Мелхиседека прообразовательно рассматривается как личность
будущего Мессии Израилева. Рукопись будет рассмотрена в 5-ой главе.
2.4.8 Значение кумраиских рукописей толкований на Исайю
(3Q4, 4Q161—4Q165) для целей дайной работы
Среди кумранских рукописей найдено 6 манускриптов, представляющих
собой толкования на книгу Исайи. В первом из них — 3Q4 (3QpIsa) сохранилось
только 6 строк, в которых содержится текст Ис. 1:1—2. Остальные пять (4Q161—
4Q165, или 4QpIsaa—4QpIsae) были найдены в 4-й пещере и являются
различными по величине (иногда — достаточно пространными), неплохо сохранившимися
фрагментами комментариев на Исайю. В некоторых случаях в них используется
метод аккомодации, причем по некоторым признакам (например, упоминание о
130 Филарет (Дроздов), свт. Записки на книгу Бытия. М., 1996, с. 128.
131 Иустин Философ, св. Разговор с Трифоном иудеем, гл 33.
132 Этот прием был известен до рождества Христова и в дальнейшем использовался
как в христианской Церкви, так и в раввинистическом иудаизме (в последнем он получил
в средние века название "мидраш").
70