Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
Одним из важных аргументов Н. Голба является его указание на пассаж в
"Медном свитке", где речь идет о спрятанных в окрестности Иудейской пустыни
сосудах и рукописях (см. рис. L.j) — а ведь в этом документе, по всей
видимости, описывается как раз имущество, вывезенное из Иерусалимского храма.
Резюмируя сказанное, можно с большой долей вероятности утверждать, что
большинство или вообще все свитки не были ни созданы, ни переписаны в
Кумране. Пытаясь объяснить, что было на месте кумранского поселения (и
отчасти указать, как рукописи могли попасть в пещеры), исследователи выдвинули
несколько гипотез, которые расходятся между собой в деталях, но можно выявить
постепенную кристаллизацию взглядов: от мысли о крепости и вилле — к
предположению о защищенном доме феодала.
2.1.4 Идентификация Кумрана с крепостью
Н. Голо49 исходил из того, что кумранские руины традиционно были известны
как развалины военной крепости. Хорошо была видна, впрочем, лишь высокая
башня (см. рис. В-3 на вклейке)30, а остатки прочих сооружений были скрыты
под слоем земли. Н. Голб пришел к выводу, что крепость была одной из тех,
которые начал сооружать примерно в 144 г. до Р. X. первый правитель Хасмоней-
ской династии Ионафан Маккавей, чтобы защитить восточные рубежи
Иудейского государства, только что приобретшего независимоть от Селевкидского царства.
"И возвратился Ионафан, и созвал старейшин народа, и советовался с ними,
чтобы построить крепости в Иудее , — повествует летопись (1 Макк. 12:35).
В пользу идентификации Кумрана с крепостью можно привести такие
аргументы. Во-первых, Кумран был разрушен в результате военной операции
(рухнувшие стены, следы огня, железные наконечники стрел римского
происхождения). Во-вторых, тщательно продуманная система водоснабжения этого места,
хотя и не берущая начало из источника в стенах, указывает на самодостаточность
и защищенный комплекс зданий. Цистерны имели не ритуальный характер, а
предназначались для длительного хранения воды на случай осады — вмещая в
целом 1127 м3, они могли питать водой до 750 человек (по 6 литров на человека
46 Иллюстрация взята из работы: Golb N. The Hebrew Scrolls and Historical "Truth".
1994-95 Annual Report of the Oriental Institute, University of Chicago. http://www-
oi.uchicago.edu/OI/AR/34-95/94-95_Scrolls.html
49 Golb N. Khirbet Qumran and the Manuscript Finds of the Judaean Wilderness // Methods
of Investigation of the Dead Sea Scrolls and the Khirbet Qumran Site: Present Realities and
Future Prospects. Ed. Michael O. Wise, Norman Golb, John J. Collins, and Dennis G. Pardee
(Annals of the New York Academy of Sciences, 722). N. Y, 1994, p. 51-72.
50 Иллюстрация взята из курса доктора К. Мёрфи: Murthy С. The Impact of the Dead
Sea Scrolls. Part 7. What Was this Compound Used For? Там же.
42