следователи. Для приведенного здесь в качестве базового арамейского (как
оригинального, так и восстанавливаемого) текста взята первая официальная полная публикация
свитка в указанной книге Р. Эйзенмана и М. Уайза "Открытые рукописи Мертвого
моря...". Иначе читает некоторые буквы и совершенно по-иному реконструирует
утраченный текст 1-го столбца Дж. Фицмайер в своем труде, посвященном кумранскому
мессианизму, "Свитки Мертвого моря и истоки христианства".4 Его подход, в
котором он отмечает предлагаемые разными исследователями варианты чтений, рассмотрен
ниже в текстологическом комментарии.
Вариант восстановления текста Дж.Фицмайером
Столбец i
1 [ Когда великий страх] охвати[л] его, он упал перед троном
2 [и сказал ему: "Живи,] о царь, вовеки! Ты терзаешься, и меняется
3 [твой вид. Я истолкую, о ца]рь, твое видение, и все, что произойдет в
будущем.
4 [Ибо рукой могущественных [царей] охватит страдание эту землю;
5 [И будет война среди людей] и великое побоище в провинциях.
6 [И в конце дней] царь Ассирии [и Е]гипта [погибнет].
7 [И тогда восстанет царь, и он будет] велик по всей земле.
8 [и все народы] соделают [мир с Ним] и будут служить
' [Ему.] (Ибо) Его будут называть [Сыном ве]ликого [Бога], и по Его
имени будут Его называть.
Текстологический комментарий
Столбец i
1.Милик предложил данное восстановление, думая, что речь идет о троне
Божием, перед которым предстоит автор свитка (наподобие описанного в 1 Еноха
14:24). Это же чтение принято и у Р. Эйзенмана и М. Уайза, однако в
совершенно иной интерпретации, к которой присоединяюсь и я. Эта интерпретация
ориентируется на символику из книги пророка Даниила, оказавшую, по замечанию
протоиерея Александра Смирнова, очень сильное влияние на иудейскую межзаветную
литературу.3 В этом случае не исключено, что автор рассматриваемого свитка,
даже если сам имел какие-то мистические переживания или пророческое
вдохновение, обрамляет рассказ канвой из известной библейской книги, посвященной истолко-
4 FitzmyerJ. A. The Dead Sea Scrolls and Christian Origins. Chapter 3: 'The Aramaic
"Son of God" Text from Qumran Cave 4 (4Q246)'. Michigan-Cambridge, 2000, p. 41-61.
5 Смирнов А., прот. Мессианские ожидания и верования иудеев около времени
рождества Христова / Ветхозаветные апокрифы.
237