Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
следователи. Для приведенного здесь в качестве базового арамейского (как
оригинального, так и восстанавливаемого) текста взята первая официальная полная публикация
свитка в указанной книге Р. Эйзенмана и М. Уайза "Открытые рукописи Мертвого
моря...". Иначе читает некоторые буквы и совершенно по-иному реконструирует
утраченный текст 1-го столбца Дж. Фицмайер в своем труде, посвященном кумранскому
мессианизму, "Свитки Мертвого моря и истоки христианства".4 Его подход, в
котором он отмечает предлагаемые разными исследователями варианты чтений, рассмотрен
ниже в текстологическом комментарии.
Вариант восстановления текста Дж.Фицмайером
Столбец i
1 [ Когда великий страх] охвати[л] его, он упал перед троном
2 [и сказал ему: "Живи,] о царь, вовеки! Ты терзаешься, и меняется
3 [твой вид. Я истолкую, о ца]рь, твое видение, и все, что произойдет в
будущем.
4 [Ибо рукой могущественных [царей] охватит страдание эту землю;
5 [И будет война среди людей] и великое побоище в провинциях.
6 [И в конце дней] царь Ассирии [и Е]гипта [погибнет].
7 [И тогда восстанет царь, и он будет] велик по всей земле.
8 [и все народы] соделают [мир с Ним] и будут служить
' [Ему.] (Ибо) Его будут называть [Сыном ве]ликого [Бога], и по Его
имени будут Его называть.
Текстологический комментарий
Столбец i
1.Милик предложил данное восстановление, думая, что речь идет о троне
Божием, перед которым предстоит автор свитка (наподобие описанного в 1 Еноха
14:24). Это же чтение принято и у Р. Эйзенмана и М. Уайза, однако в
совершенно иной интерпретации, к которой присоединяюсь и я. Эта интерпретация
ориентируется на символику из книги пророка Даниила, оказавшую, по замечанию
протоиерея Александра Смирнова, очень сильное влияние на иудейскую межзаветную
литературу.3 В этом случае не исключено, что автор рассматриваемого свитка,
даже если сам имел какие-то мистические переживания или пророческое
вдохновение, обрамляет рассказ канвой из известной библейской книги, посвященной истолко-
4 FitzmyerJ. A. The Dead Sea Scrolls and Christian Origins. Chapter 3: 'The Aramaic
"Son of God" Text from Qumran Cave 4 (4Q246)'. Michigan-Cambridge, 2000, p. 41-61.
5 Смирнов А., прот. Мессианские ожидания и верования иудеев около времени
рождества Христова / Ветхозаветные апокрифы.
237