действующего лица; Иерусалим уже взят, народ отведен в плен в Вавилон,
который описан с подробной детализацией. О царе Кире говорится как о реальной
исторической личности. Все это свидетельствует в пользу того, что вторая часть
книги Исайи была написана в период между 550 и 538 гг. до Р. X. неизвестным
богодухновенным автором, жившим в Вавилоне, которого условно называют
Второисаией в связи с тем, что его настоящее имя неизвестно. Конечно, как
пишет один из современных исследователей, всесильное Божественное Откровение
могло бы перенести и самого пророка Исайю "в далекое будущее, оторвав его
от настоящего и поменяв его <...> направление мыслей. Но это предполагало бы
раздвоение личности и забвение современников, к которым он был послан, что
не свойственно Библии и противоречит самому понятию пророчества, где будущее
может присутствовать только как урок для настоящего"9.
Третья часть, к которой относятся оставшиеся главы книги Исайи (55—
66), традиционно считается творением другого пророка, иногда называемого
Тритоисаией. Однако сегодня уже почти общепризнано, что эти главы были
созданы целым рядом богодухновенных авторов из пророческой школы
последователей Исайи10. Некоторые из них были написаны, вероятно, еще до
плена, другие тесно примыкают к периоду деятельности Второисаии, третьи могут
быть датированы V в. до Р. X11.
Подробное исследование происхождения и состава книги Исайи выходит
за рамки данной работы. Дальнейший анализ текста и мессианской концепции
книги Исайи строится исходя из того, что написание этой библейской книги
несколькими авторами нисколько не умаляет ее богодухновенности и
канонического достоинства. Последователи и ученики Исайи, пребывая в том же
божественном пророческом духе и, будучи его преемниками, всего лишь продлили во
времени деятельность и служение самого пророка, возвещая волю Господа как
о современных им событиях, так и о грядущем Мессии — Избавителе Израиля.
3.4. Общие сведения по мессианизму в рукописях Мертвого моря
Для анализа соотношения мессианских воззрений кумранских рукописей с
аналогичной тематикой книги Исайи, в данной работе прежде всего привлекается
текст Великого свитка Исайи, найденного в 1-й пещере Кумрана: рассматриваются
его текстологическое отличия в мессианских местах с масоретским текстом
(МТ) и таргумами. Однако для определения того, какие из мессианских идей
книги Исайи привлекали внимание палестинских иудеев межзаветного периода,
9 Антонини Б. Экзегезис книг Ветхого Завета. М., [ 1997], с. 215.
10 Там же, с. 216.
11 Там же.
74