Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
действующего лица; Иерусалим уже взят, народ отведен в плен в Вавилон,
который описан с подробной детализацией. О царе Кире говорится как о реальной
исторической личности. Все это свидетельствует в пользу того, что вторая часть
книги Исайи была написана в период между 550 и 538 гг. до Р. X. неизвестным
богодухновенным автором, жившим в Вавилоне, которого условно называют
Второисаией в связи с тем, что его настоящее имя неизвестно. Конечно, как
пишет один из современных исследователей, всесильное Божественное Откровение
могло бы перенести и самого пророка Исайю "в далекое будущее, оторвав его
от настоящего и поменяв его <...> направление мыслей. Но это предполагало бы
раздвоение личности и забвение современников, к которым он был послан, что
не свойственно Библии и противоречит самому понятию пророчества, где будущее
может присутствовать только как урок для настоящего"9.
Третья часть, к которой относятся оставшиеся главы книги Исайи (55—
66), традиционно считается творением другого пророка, иногда называемого
Тритоисаией. Однако сегодня уже почти общепризнано, что эти главы были
созданы целым рядом богодухновенных авторов из пророческой школы
последователей Исайи10. Некоторые из них были написаны, вероятно, еще до
плена, другие тесно примыкают к периоду деятельности Второисаии, третьи могут
быть датированы V в. до Р. X11.
Подробное исследование происхождения и состава книги Исайи выходит
за рамки данной работы. Дальнейший анализ текста и мессианской концепции
книги Исайи строится исходя из того, что написание этой библейской книги
несколькими авторами нисколько не умаляет ее богодухновенности и
канонического достоинства. Последователи и ученики Исайи, пребывая в том же
божественном пророческом духе и, будучи его преемниками, всего лишь продлили во
времени деятельность и служение самого пророка, возвещая волю Господа как
о современных им событиях, так и о грядущем Мессии — Избавителе Израиля.
3.4. Общие сведения по мессианизму в рукописях Мертвого моря
Для анализа соотношения мессианских воззрений кумранских рукописей с
аналогичной тематикой книги Исайи, в данной работе прежде всего привлекается
текст Великого свитка Исайи, найденного в 1-й пещере Кумрана: рассматриваются
его текстологическое отличия в мессианских местах с масоретским текстом
(МТ) и таргумами. Однако для определения того, какие из мессианских идей
книги Исайи привлекали внимание палестинских иудеев межзаветного периода,
9 Антонини Б. Экзегезис книг Ветхого Завета. М., [ 1997], с. 215.
10 Там же, с. 216.
11 Там же.
74