Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
комплекса (см. рис. 2.1)1. Встал вопрос: есть лн связь между этим поселением
и обнаруженными в пещерах свитками? Поскольку среди первых найденных
в пещерах манускриптов были рукописи, описывающие внутреннюю организацию
какой-то религиозной общины, то первые исследователи предположили, что
упомянутая община и жила в непосредственной близости от места находок — а
именно, в тех строениях, развалины которых находятся в Хирбет Кумране.
О наличии определенной связи между рукописями из пещер и Кумраном
свидетельствует тождество типа керамических осколков, найденных в Кумране,
и сосудов, в которых были спрятаны манускрипты.2 Из этого первые исследователи
сделали вывод, что в Кумране жила религиозная община. Но данный факт
легко объяснить и альтернативными теориями: если на месте Кумрана было не
религиозное поселение, а феодальное поместье, вилла или крепость, тогда там
непременно были сосуды, которые можно было востребовать в нужный момент,
чтобы поместить в них и спрятать в пещерах поблизости привезенные из другого
места свитки. Таким образом, связь между керамикой Кумрана и сосудами в
пещерах может быть объяснена с позиций разных гипотез.
2.1.1 Идентификация Кумрана в качестве религиозного поселения
После начала раскопок отец Ролан де Во, учитывая близкое расположение
пещер с найденными свитками, высказал предположение, что развалины
представляют собой остатки древнего поселения иудейской сектантской группы,
образ жизни которой отличался простотой. В пользу того, что здесь было
религиозное поселение, выдвигались следующие аргументы3:
1. большая часть помещений — небольшие по размеру, они могли быть
частными комнатами;
2. рядом расположено большое кладбище;
3. некоторые большие ванны могли служить ритуальными бассейнами общины,
использовавшимися для обрядов очищения.
В пользу сектантского характера общины, по мнению де Во,
свидетельствовали следующие факторы:
1 Иллюстрация взята из курса доктора Катерин Мёрфи: Murthy С. The Impact of the
Dead Sea Scrolls. Part 1. Introduction, http://www-relg-studies.scu.edu/facstaff/murphy/
courses/sctri 08/archaeology/01 -introduction.
2 Норман Голб (Norman Golb) указывает на то, что кувшины того же типа были
найдены в двух других местах иудейской пустыни, однако Джеймс Филипс (James Phillips)
оспаривает это, ставя под сомнение компетентность Н. Голба в видах древней
палестинской керамики (см.: Camper F. Clear as Mud, p. 6).
3 Murthy С The Impact of the Dead Sea Scrolls. Part 7. What Was this Compound Used
For? http://www-relg-studies.scu.edu/facstaff/murphy/courses/sctr108/archaeology/07-use.htm
28