Хасмонейской династии, а не ессеями55. Как и некоторые другие исследователи,
они указали, что Кумран находился в центре линии, проведенной через возведенные
правителями Хасмонейской династией крепости (эта линия начиналась в Наблусе
на севере и заканчивалась в Масаде на юге). Ученые подчеркнули, что сложная
система водоснабжения в Кумране должна была потребовать значительных
капиталовложений, что более соответствует возможностям государственного проекта,
нежели сектантской инициативе. Их заключительный вывод таков: Кумран должен
рассматриваться как составная часть Хасмонейского плана по заселению и
защите Иорданской долины56.
2.1.5 Идентификация Кумрана с загородным поместьем (виллой)
Другое предположение, идентифицирующее Кумран с загородным поместьем
(виллой), было выдвинуто бельгийскими учеными, работавшими на основе записей
о раскопках о. Р. де Во — Робертом Донселем (Robert Donceel) и его супругой
Паулиной Донсель-Вут (Pauline Donceel-Voute)37.
Их поразило огромное количество найденных в развалинах Кумрана монет
(1231), что позволило предположить, что данное поселение играло какую-то
коммерческую роль. Несколько кувшинов с остатками ароматического бальзама
и битумом или смолой из Мертвого моря навели и их на мысль, что Кумран был
связан с торговлей этими предметами .
В своих рассуждениях ученые сосредоточились на одной из комнат с немного
приподнятой платформой у основания трех стен. Они предположили, что это
55 Интересно, что сами исследователи являются сторонниками кумрано-ессейской
теории. Чтобы согласовать свои научные выводы с привычной гипотезой, они были
вынуждены предположить, что ессеи поселились в Кумране только после потери влисти
Хасмонеями, т.е. около 37 года. Однако даже такое предположение сокрушительно
ударяет по кумрано-ессейской гипотезе, привязывающей действующих лиц из некоторых
свитков (в частности, Учителя праведности) к конкретным историческим событиям в
Иудее I века до Р. X., происходивших задолго до падения Хасмонеев. Но если в тот
период Кумран еще был крепостью, то где же происходили описанные в свитках события:
Куда пришли сектанты из Дамаска и т.д.? Подробнее см. Wise M., Abegg M., Cook E.
The Dead Sea Scrolls..., p. 24.
56 Wise M., Abegg M., Cook E. The Dead Sea Scrolls..., p. 23-24.
57 Donceel R, Donceel-Voute P. The Archaeology of Khirbet Qumran // Methods of
Investigation of the Dead Sea Scrolls and the Khirbet Qumran Site: Present Realities and
Future Prospects. Ed. Michael O. Wise, Norman Golb, John J. Collins, and Dennis G. Pardee
(Annals of the New York Academy of Sciences, 722). — N. Y, 1994, p. 1-38. Donceel-Voute P.
Les mines de Qumran reinterpretees // Archeologia, 1994, #298, p. 24-35. Humbert J.-B.
L'espace sacre a Qumran // Revue Biblique, 1994, pp. 101-102, 161-214.
58 Идею об исключительно коммерческом предназначении Кумрана развили Алан
Кроун (Alan Crown) и Лена Кансдейл (Lena Cansdale); см. §2.1.6.
44