Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
Хасмонейской династии, а не ессеями55. Как и некоторые другие исследователи,
они указали, что Кумран находился в центре линии, проведенной через возведенные
правителями Хасмонейской династией крепости (эта линия начиналась в Наблусе
на севере и заканчивалась в Масаде на юге). Ученые подчеркнули, что сложная
система водоснабжения в Кумране должна была потребовать значительных
капиталовложений, что более соответствует возможностям государственного проекта,
нежели сектантской инициативе. Их заключительный вывод таков: Кумран должен
рассматриваться как составная часть Хасмонейского плана по заселению и
защите Иорданской долины56.
2.1.5 Идентификация Кумрана с загородным поместьем (виллой)
Другое предположение, идентифицирующее Кумран с загородным поместьем
(виллой), было выдвинуто бельгийскими учеными, работавшими на основе записей
о раскопках о. Р. де Во — Робертом Донселем (Robert Donceel) и его супругой
Паулиной Донсель-Вут (Pauline Donceel-Voute)37.
Их поразило огромное количество найденных в развалинах Кумрана монет
(1231), что позволило предположить, что данное поселение играло какую-то
коммерческую роль. Несколько кувшинов с остатками ароматического бальзама
и битумом или смолой из Мертвого моря навели и их на мысль, что Кумран был
связан с торговлей этими предметами .
В своих рассуждениях ученые сосредоточились на одной из комнат с немного
приподнятой платформой у основания трех стен. Они предположили, что это
55 Интересно, что сами исследователи являются сторонниками кумрано-ессейской
теории. Чтобы согласовать свои научные выводы с привычной гипотезой, они были
вынуждены предположить, что ессеи поселились в Кумране только после потери влисти
Хасмонеями, т.е. около 37 года. Однако даже такое предположение сокрушительно
ударяет по кумрано-ессейской гипотезе, привязывающей действующих лиц из некоторых
свитков (в частности, Учителя праведности) к конкретным историческим событиям в
Иудее I века до Р. X., происходивших задолго до падения Хасмонеев. Но если в тот
период Кумран еще был крепостью, то где же происходили описанные в свитках события:
Куда пришли сектанты из Дамаска и т.д.? Подробнее см. Wise M., Abegg M., Cook E.
The Dead Sea Scrolls..., p. 24.
56 Wise M., Abegg M., Cook E. The Dead Sea Scrolls..., p. 23-24.
57 Donceel R, Donceel-Voute P. The Archaeology of Khirbet Qumran // Methods of
Investigation of the Dead Sea Scrolls and the Khirbet Qumran Site: Present Realities and
Future Prospects. Ed. Michael O. Wise, Norman Golb, John J. Collins, and Dennis G. Pardee
(Annals of the New York Academy of Sciences, 722). — N. Y, 1994, p. 1-38. Donceel-Voute P.
Les mines de Qumran reinterpretees // Archeologia, 1994, #298, p. 24-35. Humbert J.-B.
L'espace sacre a Qumran // Revue Biblique, 1994, pp. 101-102, 161-214.
58 Идею об исключительно коммерческом предназначении Кумрана развили Алан
Кроун (Alan Crown) и Лена Кансдейл (Lena Cansdale); см. §2.1.6.
44