Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
6.2.1 Слуга Господень как народ Израилев
В главах 40—55 книги Исайи слово "слуга" (~ПЬ\ "эвед") встречается 20
раз. 13 раз оно относится к народу Израилеву, остальные 7 раз встречается в
песнях Слуги Господня. В песнях Слуги можно указать места, где это слово, на
первый взгляд, относится также к народу Израилеву — например, Ис. 49:3:
"Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь". Это подтолкнуло многих
исследователей к мысли видеть в образе Слуги Господня исключительно народ
Израилев, точнее — праведный остаток народа, который должен пострадать
ради спасения всего Израиля.11
Однако "повествование о Слуге часто строго индивидуально, оно описывает
рождение, страдание, смерть и окончательный триумф".12 Еще Ориген в споре с
Цельсом и александрийскими иудеями указывал, что если под Слугой понимать
только народ Израилев, то получается бессмыслица, поскольку в таком случае
народ "за преступления народа Моего претерпел казнь" (Ис. 53:11—12).13
Во второй песни Слуга имеет личную миссию к Израилю, а страдание
ветхозаветного Израиля в свете исторических книг Священного Писания не может
рассматриваться как невинное и непорочное.
6.2.2 Личность пророка или царя
Другая попытка идентифицировать Слугу усматривает в нем пророка или
царя, например, Моисея, Иеремию, Кира, Зоровавеля или самого Второисаии. Но
это истолкование упускает из виду неразрывную связь Слуги с народом
Израилевым и ту великую задачу, которая возложена Господом на Слугу:
освобождение Израиля от рабства не только внешнего, но и внутреннего, рабства греху.
Это пытается учесть интерпретация Слуги как "коллективной личности".
6.2.3 Слуга Ягве как "коллективная личность"
Чтобы объяснить возможность одновременного обращения Второисаией к
Слуге то как к народу Израилеву, то как к конкретной личности, многие из
современных исследователей склоняются в том или ином варианте к предложенной
английским исследователем X. Уиллером Робинсоном (Н. Wheeler Robinson)
и немецким ученым Отто Айссфельдом (Otto Eissfeldt) концепции "коллективной
личности" {corporate personality) Слуги Господня.14 Идея заключается в том,
11 France R. Т. Servant of the Lord, там же.
12 Там же.
13 См. об этом: Орфанитский И. А. Пророчество Исайи о страданиях и
прославлении Раба Иеговы (Ис. Lll, 13-UII, 12)//Христианское чтение, 1881, 11-12, с. 603.
14 См.: Robinson Η. W. The Cross of the Servant: A Study in Deutero-lsaiah. London,
1926. Его же. Corporate Personality in Ancient Israel. Philadelphia, 1964. Основные идеи
157