6.2.1 Слуга Господень как народ Израилев
В главах 40—55 книги Исайи слово "слуга" (~ПЬ\ "эвед") встречается 20
раз. 13 раз оно относится к народу Израилеву, остальные 7 раз встречается в
песнях Слуги Господня. В песнях Слуги можно указать места, где это слово, на
первый взгляд, относится также к народу Израилеву — например, Ис. 49:3:
"Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь". Это подтолкнуло многих
исследователей к мысли видеть в образе Слуги Господня исключительно народ
Израилев, точнее — праведный остаток народа, который должен пострадать
ради спасения всего Израиля.11
Однако "повествование о Слуге часто строго индивидуально, оно описывает
рождение, страдание, смерть и окончательный триумф".12 Еще Ориген в споре с
Цельсом и александрийскими иудеями указывал, что если под Слугой понимать
только народ Израилев, то получается бессмыслица, поскольку в таком случае
народ "за преступления народа Моего претерпел казнь" (Ис. 53:11—12).13
Во второй песни Слуга имеет личную миссию к Израилю, а страдание
ветхозаветного Израиля в свете исторических книг Священного Писания не может
рассматриваться как невинное и непорочное.
6.2.2 Личность пророка или царя
Другая попытка идентифицировать Слугу усматривает в нем пророка или
царя, например, Моисея, Иеремию, Кира, Зоровавеля или самого Второисаии. Но
это истолкование упускает из виду неразрывную связь Слуги с народом
Израилевым и ту великую задачу, которая возложена Господом на Слугу:
освобождение Израиля от рабства не только внешнего, но и внутреннего, рабства греху.
Это пытается учесть интерпретация Слуги как "коллективной личности".
6.2.3 Слуга Ягве как "коллективная личность"
Чтобы объяснить возможность одновременного обращения Второисаией к
Слуге то как к народу Израилеву, то как к конкретной личности, многие из
современных исследователей склоняются в том или ином варианте к предложенной
английским исследователем X. Уиллером Робинсоном (Н. Wheeler Robinson)
и немецким ученым Отто Айссфельдом (Otto Eissfeldt) концепции "коллективной
личности" {corporate personality) Слуги Господня.14 Идея заключается в том,
11 France R. Т. Servant of the Lord, там же.
12 Там же.
13 См. об этом: Орфанитский И. А. Пророчество Исайи о страданиях и
прославлении Раба Иеговы (Ис. Lll, 13-UII, 12)//Христианское чтение, 1881, 11-12, с. 603.
14 См.: Robinson Η. W. The Cross of the Servant: A Study in Deutero-lsaiah. London,
1926. Его же. Corporate Personality in Ancient Israel. Philadelphia, 1964. Основные идеи
157