Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
не обусловлено — поэтому притча более загадочна, чем символ), так и в 4-ом:
нет соотнесенности во времени.
4.Отличие от аллегории125
Аллегорический метод толкования (как и символический), не является
специфически христианским. Он возник задолго до Р.Х. на почве
эллинистической мысли, и уже оттуда перешел в александрийское иудейство и христианство.
Аллегория — такой прием толкования, при котором не существует
необходимой, внутренней связи между толкуемым предметом (т.е. тем, что сказано;
CtyopelV— греч. "говорить, произносить") и тем смыслом, который отыскивается
(αλλο — греч. "иной, другой"). Извлечение того или иного смысла полностью
зависит от толкователя-аллегориста.
Например, св. Григорий Назианзен рассматривал Едемский сад как образ
наивысшего Богообщения; св. Амвросий Медиоланский понимал Адама как
аллегорию разумной стороны в природе человека, а Еву — как аллегорию
чувственной составляющей. Чаще всего церковные авторы использовали аллегорию
не для разъяснения ветхозаветных текстов с позиции вероучения, а для лучшего
раскрытия истин нравственной жизни человека. В отличие от типоса, аллегория
не соотносится со своим прообразом во времени, в структуре; аллегорическое
понимание не всегда лежит в области реального (т.е. разница в первом и двух
последних свойствах типоса). Отличие от притчи в том, что в аллегории предмет
задан, произвольно лишь толкование, в притче произвольно и то, и другое.
Смешение аллегории и типологии — ошибка, присущая нередко оппонентам
христианства, которая толкает их, отвергая нравственную аллегорию,
безосновательно отбросить и исторически выверенную типологию. Использование
типологического метода как одного из основных толковательных принципов новозаветной
Церкви опровергает обвинения в неправильном понимании христианами текстов
Писания. Четкое и легко выявляемое отличие типологии от аллегории или
символизма позволяет утверждать не только законность прообразовательного метода
толкования, но и органичную преемственность христианства, воплотившего в
себе ожидания и чаяния древнего Израиля.
2.4.6 Пример типологического толкования образа Мелхиседека
Рассмотрение образа Мелхиседека (Быт. 14:16—20) представляет особенный
интерес для целей данной работы, поскольку в одной из следующих глав будет
обсуждаться кумранская рукопись "Небесный князь Мелхиседек" (HQMelch).
Образ Мелхиседека является одним из центральных в рассуждениях автора
послания к Евреям об Иисусе Христе как Первосвященнике. Приведя в Евр. 5:6
125 Там же, с. 38-39.
67