не обусловлено — поэтому притча более загадочна, чем символ), так и в 4-ом:
нет соотнесенности во времени.
4.Отличие от аллегории125
Аллегорический метод толкования (как и символический), не является
специфически христианским. Он возник задолго до Р.Х. на почве
эллинистической мысли, и уже оттуда перешел в александрийское иудейство и христианство.
Аллегория — такой прием толкования, при котором не существует
необходимой, внутренней связи между толкуемым предметом (т.е. тем, что сказано;
CtyopelV— греч. "говорить, произносить") и тем смыслом, который отыскивается
(αλλο — греч. "иной, другой"). Извлечение того или иного смысла полностью
зависит от толкователя-аллегориста.
Например, св. Григорий Назианзен рассматривал Едемский сад как образ
наивысшего Богообщения; св. Амвросий Медиоланский понимал Адама как
аллегорию разумной стороны в природе человека, а Еву — как аллегорию
чувственной составляющей. Чаще всего церковные авторы использовали аллегорию
не для разъяснения ветхозаветных текстов с позиции вероучения, а для лучшего
раскрытия истин нравственной жизни человека. В отличие от типоса, аллегория
не соотносится со своим прообразом во времени, в структуре; аллегорическое
понимание не всегда лежит в области реального (т.е. разница в первом и двух
последних свойствах типоса). Отличие от притчи в том, что в аллегории предмет
задан, произвольно лишь толкование, в притче произвольно и то, и другое.
Смешение аллегории и типологии — ошибка, присущая нередко оппонентам
христианства, которая толкает их, отвергая нравственную аллегорию,
безосновательно отбросить и исторически выверенную типологию. Использование
типологического метода как одного из основных толковательных принципов новозаветной
Церкви опровергает обвинения в неправильном понимании христианами текстов
Писания. Четкое и легко выявляемое отличие типологии от аллегории или
символизма позволяет утверждать не только законность прообразовательного метода
толкования, но и органичную преемственность христианства, воплотившего в
себе ожидания и чаяния древнего Израиля.
2.4.6 Пример типологического толкования образа Мелхиседека
Рассмотрение образа Мелхиседека (Быт. 14:16—20) представляет особенный
интерес для целей данной работы, поскольку в одной из следующих глав будет
обсуждаться кумранская рукопись "Небесный князь Мелхиседек" (HQMelch).
Образ Мелхиседека является одним из центральных в рассуждениях автора
послания к Евреям об Иисусе Христе как Первосвященнике. Приведя в Евр. 5:6
125 Там же, с. 38-39.
67