Евсевий Кесарийский.юз Как в псалме 88-ом (стих 30), так и в пророчестве
Нафана Мессия назван "семенем" (У"Т, "эера") Давида и Сыном" ("[2, "бен")
Божиим, царство Которого будет "утверждено на веки" (cbilJ 1У, "ад-олам",
2 Цар. 7:14). Именно эти термины используются в "Молитве Еноха": речь
идет о "семени" (ΐΠΤ), которое будет иметь "вечные владения" (CubiU ΓΙΤΠΝ). И
хотя текст продолжения утрачен, практически очевидно (ввиду явных параллелей
с 88-м псалмом), что речь идет о семени давидовом.
2) Несмотря на то, что помазание исторического Давида уже произошло,
псалмопевец ожидает помазание Личности, прообразуемой Давидом, Которая
будет соделана Богом первенцем ("ΓΞΞ, '"бэхор"). В кумранской рукописи
Бог также соделал таинственную Личность Своим первенцем ("1123, "бэхор"),
причем из данной рукописи видно, что Сын Божий и Первенец Божий мыслятся
как одна Личность — "Сын Перве[нец]" (["]"" р, "бен бэхор").
3) Для потомка Давида из псалма 88-го Бог хранит милость Свою вовек
(Ξ1?"!'1?), и точно также для Личности из кумранского текста (строка 11) любовь
Бога к Его душе "во в[ек ...]" ([C7i]"~).
Указанные сопоставления позволяют сделать вывод о том, что под личностью
Перворожденного Сына Божия в "Молитве Еноха" речь идет о грядущем
Мессии, происходящем из семени Давидова. Формулировка "Сын Первенец"
может рассматриваться как более явное указание на сыновство будущего Мессии
Богу в прямом смысле.
Существует еще одна кумранская рукопись (4Q458), в которой имеется
фраза "мой первенец" ('■"■.:), однако фрагмент (15 1) слишком мал, и контекст
не вполне понятен.
4.8. "Сын Божий" как Мессия в кумранской рукописи 4Q246
После рассмотрения вышеприведенных кумранских рукописей можно сделать
вывод, что ожидание Мессии как Сына Божия, происходящего из семени Давида
и наследующего вечное царство, было в определенной степени распространено
среди палестинских иудеев в последнем веке перед Рождеством Христовым.
Поэтом>' вполне обоснованным может считаться отождествление Личности,
названной "Сыном Божиим" в одноименной кумранской рукописи 4Q246, с
ожидавшимся Мессией.
В пользу этого говорит еще ряд параллелей между вышерассмотренными
рукописями и книгой Исайи.
Царство Сына Божия "будет вечное Царство" (cbl) П12ТГ2), а "Его
правление будет вечным правлением" (zb'j "jti7w HDiiT-'i'), что у Исайи описано в сло-
' См.: Еефимий Зигабен. Толковая Псалтырь..., с. 72, кол. 2 и кол. 2, прим. 1.
121