Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
Евсевий Кесарийский.юз Как в псалме 88-ом (стих 30), так и в пророчестве
Нафана Мессия назван "семенем" (У"Т, "эера") Давида и Сыном" ("[2, "бен")
Божиим, царство Которого будет "утверждено на веки" (cbilJ 1У, "ад-олам",
2 Цар. 7:14). Именно эти термины используются в "Молитве Еноха": речь
идет о "семени" (ΐΠΤ), которое будет иметь "вечные владения" (CubiU ΓΙΤΠΝ). И
хотя текст продолжения утрачен, практически очевидно (ввиду явных параллелей
с 88-м псалмом), что речь идет о семени давидовом.
2) Несмотря на то, что помазание исторического Давида уже произошло,
псалмопевец ожидает помазание Личности, прообразуемой Давидом, Которая
будет соделана Богом первенцем ("ΓΞΞ, '"бэхор"). В кумранской рукописи
Бог также соделал таинственную Личность Своим первенцем ("1123, "бэхор"),
причем из данной рукописи видно, что Сын Божий и Первенец Божий мыслятся
как одна Личность — "Сын Перве[нец]" (["]"" р, "бен бэхор").
3) Для потомка Давида из псалма 88-го Бог хранит милость Свою вовек
(Ξ1?"!'1?), и точно также для Личности из кумранского текста (строка 11) любовь
Бога к Его душе "во в[ек ...]" ([C7i]"~).
Указанные сопоставления позволяют сделать вывод о том, что под личностью
Перворожденного Сына Божия в "Молитве Еноха" речь идет о грядущем
Мессии, происходящем из семени Давидова. Формулировка "Сын Первенец"
может рассматриваться как более явное указание на сыновство будущего Мессии
Богу в прямом смысле.
Существует еще одна кумранская рукопись (4Q458), в которой имеется
фраза "мой первенец" ('■"■.:), однако фрагмент (15 1) слишком мал, и контекст
не вполне понятен.
4.8. "Сын Божий" как Мессия в кумранской рукописи 4Q246
После рассмотрения вышеприведенных кумранских рукописей можно сделать
вывод, что ожидание Мессии как Сына Божия, происходящего из семени Давида
и наследующего вечное царство, было в определенной степени распространено
среди палестинских иудеев в последнем веке перед Рождеством Христовым.
Поэтом>' вполне обоснованным может считаться отождествление Личности,
названной "Сыном Божиим" в одноименной кумранской рукописи 4Q246, с
ожидавшимся Мессией.
В пользу этого говорит еще ряд параллелей между вышерассмотренными
рукописями и книгой Исайи.
Царство Сына Божия "будет вечное Царство" (cbl) П12ТГ2), а "Его
правление будет вечным правлением" (zb'j "jti7w HDiiT-'i'), что у Исайи описано в сло-
' См.: Еефимий Зигабен. Толковая Псалтырь..., с. 72, кол. 2 и кол. 2, прим. 1.
121