Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
они решили, что простой публикации свитков будет недостаточно. Изучение
рукописей стало целой областью древней истории, и "надлежащая" (по их мнению)
публикация манускриптов должна была включать "огромный анализ, обширный
синтез и детальную оценку для каждого фрагмента его места в истории иудаизма,
христианства и человечества. Эта задача была бы обременительной даже для
большой группы ученых, для малой группы она была просто невыполнимой. И
несмотря на то, что группа стала медленно расширять свои ряды, <...> она все еще
отказывалась разрешить доступ к текстам для других исследователей"21.
1.3. Возникновение и распространение "стандартной модели"
(ессейско-кумранской гипотезы)
"Это не правда, что уже через месяц после открытия свитков каждый думал,
что ессеи написали их, хотя в ретроспективе может показаться так, — пишут
М. Уайз, М. Абегг и Э. Кук. — <...> Правда то, что предварительный пресс-
релиз в апреле 1948 года упоминал их, и как популярные, так и академические
исследования первых свитков делали выводы в пользу ессейского авторства"2".
На заре кумранских исследований, в силу ограниченного количества свитков,
попавших первоначально в руки ученых и подвергшихся анализу, а также под
влиянием интерпретации развалин Кумрана, предложенной отцом Роланом де Во,
проведшим не вполне корректную аналогию между средневековым католическим
монастырем и гипотетическим поселением ессеев, эта теория получила широкое
распространение. Она гласила, что почти все или даже все свитки, найденные
в пещерах, были написаны в самом Кумране, где жила одна из общин ессейского
религиозного движения (в следующей главе теория отца Р. де Во будет
рассмотрена подробнее). В силу своего широкого распространения до момента, когда
все тексты стали доступны исследователям, эта теория, получившая название
"кумрано-ессейской", называется теперь еще "стандартной моделью"23.
1.4. Публикация неизданных ранее рукописей и
полемика со "стандартной моделью"
На протяжении 1970~1980-х годов в ученых кругах катастрофически
нарастало недовольство тем, что публикация текстов идет неоправданно медленно.
Члены официальной группы продолжали время от времени публиковать отдельные
тексты, однако "управление этим процессом всегда оставалось в их руках. Да-
21 Wise Μ., Abegg M., Cook Ε. The Dead Sea Scrolls..., p. 7. Далее авторы с грустной
улыбкой замечают, что "в академической науке, конечно, "знание — сила", и редакторы
свитков сильно наслаждались этим" (там же).
22 Wise Μ., Abegg M., Cook Ε. The Dead Sea Scrolls..., p. 13-14.
23 Там же, р. 16.
14