они решили, что простой публикации свитков будет недостаточно. Изучение
рукописей стало целой областью древней истории, и "надлежащая" (по их мнению)
публикация манускриптов должна была включать "огромный анализ, обширный
синтез и детальную оценку для каждого фрагмента его места в истории иудаизма,
христианства и человечества. Эта задача была бы обременительной даже для
большой группы ученых, для малой группы она была просто невыполнимой. И
несмотря на то, что группа стала медленно расширять свои ряды, <...> она все еще
отказывалась разрешить доступ к текстам для других исследователей"21.
1.3. Возникновение и распространение "стандартной модели"
(ессейско-кумранской гипотезы)
"Это не правда, что уже через месяц после открытия свитков каждый думал,
что ессеи написали их, хотя в ретроспективе может показаться так, — пишут
М. Уайз, М. Абегг и Э. Кук. — <...> Правда то, что предварительный пресс-
релиз в апреле 1948 года упоминал их, и как популярные, так и академические
исследования первых свитков делали выводы в пользу ессейского авторства"2".
На заре кумранских исследований, в силу ограниченного количества свитков,
попавших первоначально в руки ученых и подвергшихся анализу, а также под
влиянием интерпретации развалин Кумрана, предложенной отцом Роланом де Во,
проведшим не вполне корректную аналогию между средневековым католическим
монастырем и гипотетическим поселением ессеев, эта теория получила широкое
распространение. Она гласила, что почти все или даже все свитки, найденные
в пещерах, были написаны в самом Кумране, где жила одна из общин ессейского
религиозного движения (в следующей главе теория отца Р. де Во будет
рассмотрена подробнее). В силу своего широкого распространения до момента, когда
все тексты стали доступны исследователям, эта теория, получившая название
"кумрано-ессейской", называется теперь еще "стандартной моделью"23.
1.4. Публикация неизданных ранее рукописей и
полемика со "стандартной моделью"
На протяжении 1970~1980-х годов в ученых кругах катастрофически
нарастало недовольство тем, что публикация текстов идет неоправданно медленно.
Члены официальной группы продолжали время от времени публиковать отдельные
тексты, однако "управление этим процессом всегда оставалось в их руках. Да-
21 Wise Μ., Abegg M., Cook Ε. The Dead Sea Scrolls..., p. 7. Далее авторы с грустной
улыбкой замечают, что "в академической науке, конечно, "знание — сила", и редакторы
свитков сильно наслаждались этим" (там же).
22 Wise Μ., Abegg M., Cook Ε. The Dead Sea Scrolls..., p. 13-14.
23 Там же, р. 16.
14