2.2.2 Состав и классификация рукописей Мертвого моря
Всего в районе Кумрана было обнаружено 11 пещер, в которых было найдено
более 10 хорошо сохранившихся свитков и около 25 тысяч фрагментарных
обрывков, многие из которых не превышают по размеру почтовую марку. В древней
библиотеке было не менее тысячи неповрежденных манускриптов. В настоящее
время из обрывков удалось выделить около 900 читаемых фрагментов древних
свитков75. В четвертой пещере было найдено максимальное количество
фрагментов — около 15 тысяч76. Рукописи написаны преимущественно на
древнееврейском и арамейском языках, и лишь немногие — по-гречески.
Уникальность находок заключается прежде всего в их древности. Как
палеографически (с помощью методики определения возраста по начертанию букв),
так и радиоуглеродным методом рукописи датируются периодом с 250 г. до
Р.Х. по 68 г. после Р.Х. (т.е. до начала осады римлянами Иерусалима).
Напомню, что на момент находок в 1947 году кумранских рукописей самые старые
из известных списков Ветхого Завета на еврейском языке датировались X—XI
веками после Р. X. Таким образом, найденные в Кумране библейские рукописи
оказались старше на тысячу лет!
Для правильного привлечения рукописей к научному анализу необходимо
ввести их четкую дифференциацию и классификацию. Поскольку для каждого
исследователя иудаизма периода позднего Второго храма важно по возможности
отделить общераспространенные религиозные воззрения от сектантских мотивов,
то одним из ключевых критериев при классификации должно быть содержание
рукописей, и, в частности, наличие в нем сектантских идей. Конечно, нельзя
совершенно исключить возможность взаимного влияния широких религиозных
масс на сектантство и наоборот, нельзя забывать и том, что воззрения разных
сект отличаются между собой — последнее видно на примере резкого
несоответствия по своему отношению к войне пацифистского "Дамасского документа"
(CD) и воинственного "Свитка войны" (1QM). Не всегда можно однозначно
понять, описаны ли эсхатологические чаяния иудеев, или сектантские воззрения:
например, при описании мессианских времен в "Уставе собрания" (IQSa). Тем
не менее, критерий наличия в произведении сектантских мотивов необходимо
выбрать в качестве одного из основных.
Другой критерий прост: принадлежность произведения к кругу библейской
литературы, как канонической, так и известной из списков Септуагинты.
Библейские рукописи составляют, конечно, часть несектантской литературы.
75 Abegg M., Flint P., Ulrich E. The Dead Sea Scrolls Bible. The Oldest Known Bible
Translated for the First Time into English. San-Francisco, 1999, p. xiv.
76 Wise M., Abegg M., Cook E. The Dead Sea Scrolls, p. 5.
51