Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
2.2.2 Состав и классификация рукописей Мертвого моря
Всего в районе Кумрана было обнаружено 11 пещер, в которых было найдено
более 10 хорошо сохранившихся свитков и около 25 тысяч фрагментарных
обрывков, многие из которых не превышают по размеру почтовую марку. В древней
библиотеке было не менее тысячи неповрежденных манускриптов. В настоящее
время из обрывков удалось выделить около 900 читаемых фрагментов древних
свитков75. В четвертой пещере было найдено максимальное количество
фрагментов — около 15 тысяч76. Рукописи написаны преимущественно на
древнееврейском и арамейском языках, и лишь немногие — по-гречески.
Уникальность находок заключается прежде всего в их древности. Как
палеографически (с помощью методики определения возраста по начертанию букв),
так и радиоуглеродным методом рукописи датируются периодом с 250 г. до
Р.Х. по 68 г. после Р.Х. (т.е. до начала осады римлянами Иерусалима).
Напомню, что на момент находок в 1947 году кумранских рукописей самые старые
из известных списков Ветхого Завета на еврейском языке датировались X—XI
веками после Р. X. Таким образом, найденные в Кумране библейские рукописи
оказались старше на тысячу лет!
Для правильного привлечения рукописей к научному анализу необходимо
ввести их четкую дифференциацию и классификацию. Поскольку для каждого
исследователя иудаизма периода позднего Второго храма важно по возможности
отделить общераспространенные религиозные воззрения от сектантских мотивов,
то одним из ключевых критериев при классификации должно быть содержание
рукописей, и, в частности, наличие в нем сектантских идей. Конечно, нельзя
совершенно исключить возможность взаимного влияния широких религиозных
масс на сектантство и наоборот, нельзя забывать и том, что воззрения разных
сект отличаются между собой — последнее видно на примере резкого
несоответствия по своему отношению к войне пацифистского "Дамасского документа"
(CD) и воинственного "Свитка войны" (1QM). Не всегда можно однозначно
понять, описаны ли эсхатологические чаяния иудеев, или сектантские воззрения:
например, при описании мессианских времен в "Уставе собрания" (IQSa). Тем
не менее, критерий наличия в произведении сектантских мотивов необходимо
выбрать в качестве одного из основных.
Другой критерий прост: принадлежность произведения к кругу библейской
литературы, как канонической, так и известной из списков Септуагинты.
Библейские рукописи составляют, конечно, часть несектантской литературы.
75 Abegg M., Flint P., Ulrich E. The Dead Sea Scrolls Bible. The Oldest Known Bible
Translated for the First Time into English. San-Francisco, 1999, p. xiv.
76 Wise M., Abegg M., Cook E. The Dead Sea Scrolls, p. 5.
51