умрете". Здесь Второисаия рисует нападки противников Слуги Ягве в образе
зажигательных стрел, раскаленных в огне (iL'N, "эш"). По мнению И. Ф.
Григорьева, под образом огня ('i'N, "эш") здесь представлен "пламень нечестия и
богохульства" (как в Ис. 9:17).84 После прославления Мессия обратит огонь Своих
врагов против них же, и нечестивые умрут "в мучении". Но это возможно
только в том случае, если после прославления Мессии Господь передаст Ему суд
над всеми народами. Через представленные образы Второисаия развивает идеи
первой части книги Исайи о Мессии как праведном Судье.
Христианские толкователи (св. Иустин Философ, св. Ириней Лионский,
Тертуллиан, блаж. Иероним, св. Киприан Карфагенский, Евсевий Кесарийский,
блаж. Феодорит Киррский, Прокопий Кесарийский и другие) видели в третьей
песни Слуги пророческое предсказание о страданиях Иисуса Христа.aD
6.11. Четвертая песнь Слуги Господня (Ис.52:13—53:12)
по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи
Четвертая песнь Слуги Ягве — самая известная из всех. Она исключительно
важна, поскольку нарисованная в ней картина страданий Мессии за грехи
человеческие и Его дальнейшего прославления исполнилась на Господе Иисусе Христе с
точностью до малейшей детали. Поэтому в христианской Церкви данная перикопа
книги Исайи считалась ветхозаветным Евангелием и ценилась очень высоко.
При рассмотрении четвертой песни в некоторых случаях наряду с
Синодальным дается буквальный перевод профессора Московской духовной академии
Митрофана Дмитриевича Муретова (1850—1917).86 Текст Великого свитка
Исайи (lQIsa) обсуждается только тогда, когда в нем имеются разночтения с
масоретским текстом.
Текст этой песни в Великом свитке находится в 44-ом столбце, причем
столбец начинается с первого стиха четвертой песни. Поскольку в предыдущем,
43-м столбце, в последней строчке еще есть свободное место, очевидно, переписчик
Великого свитка сознательно отнес начало четвертой песни Слуги в новый
абзац. В Великом свитке песнь делится, в свою очередь, на три абзаца: 1) 52:13—
52:15; 2) 53:1—8; 3) 53:9—12, что в целом соответствует современному делению
четвертой песни на три части: 1) вводное краткое изложение основных идей;
2) страдания Слуги Ягве; 3) Его прославление. В данной работе, в отличие от
логики Великого свитка, стихи 7 и 8 отнесены к третьей части, так как в них
можно усмотреть не только страдание слуги, но и начало Его прославления.
64 Григорьев И. Ф. Пророчества Исайи о Мессии и Его Царстве, с. 183, прим. 1.
85 Подробнее см.: там же, с. 176-177.
86 Муретов М. Д. Раб Божий (Ис. 52:13-53:12) // БВ, 1917, 2-3, ее. 355-374.
186