Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
умрете". Здесь Второисаия рисует нападки противников Слуги Ягве в образе
зажигательных стрел, раскаленных в огне (iL'N, "эш"). По мнению И. Ф.
Григорьева, под образом огня ('i'N, "эш") здесь представлен "пламень нечестия и
богохульства" (как в Ис. 9:17).84 После прославления Мессия обратит огонь Своих
врагов против них же, и нечестивые умрут "в мучении". Но это возможно
только в том случае, если после прославления Мессии Господь передаст Ему суд
над всеми народами. Через представленные образы Второисаия развивает идеи
первой части книги Исайи о Мессии как праведном Судье.
Христианские толкователи (св. Иустин Философ, св. Ириней Лионский,
Тертуллиан, блаж. Иероним, св. Киприан Карфагенский, Евсевий Кесарийский,
блаж. Феодорит Киррский, Прокопий Кесарийский и другие) видели в третьей
песни Слуги пророческое предсказание о страданиях Иисуса Христа.aD
6.11. Четвертая песнь Слуги Господня (Ис.52:13—53:12)
по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи
Четвертая песнь Слуги Ягве — самая известная из всех. Она исключительно
важна, поскольку нарисованная в ней картина страданий Мессии за грехи
человеческие и Его дальнейшего прославления исполнилась на Господе Иисусе Христе с
точностью до малейшей детали. Поэтому в христианской Церкви данная перикопа
книги Исайи считалась ветхозаветным Евангелием и ценилась очень высоко.
При рассмотрении четвертой песни в некоторых случаях наряду с
Синодальным дается буквальный перевод профессора Московской духовной академии
Митрофана Дмитриевича Муретова (1850—1917).86 Текст Великого свитка
Исайи (lQIsa) обсуждается только тогда, когда в нем имеются разночтения с
масоретским текстом.
Текст этой песни в Великом свитке находится в 44-ом столбце, причем
столбец начинается с первого стиха четвертой песни. Поскольку в предыдущем,
43-м столбце, в последней строчке еще есть свободное место, очевидно, переписчик
Великого свитка сознательно отнес начало четвертой песни Слуги в новый
абзац. В Великом свитке песнь делится, в свою очередь, на три абзаца: 1) 52:13—
52:15; 2) 53:1—8; 3) 53:9—12, что в целом соответствует современному делению
четвертой песни на три части: 1) вводное краткое изложение основных идей;
2) страдания Слуги Ягве; 3) Его прославление. В данной работе, в отличие от
логики Великого свитка, стихи 7 и 8 отнесены к третьей части, так как в них
можно усмотреть не только страдание слуги, но и начало Его прославления.
64 Григорьев И. Ф. Пророчества Исайи о Мессии и Его Царстве, с. 183, прим. 1.
85 Подробнее см.: там же, с. 176-177.
86 Муретов М. Д. Раб Божий (Ис. 52:13-53:12) // БВ, 1917, 2-3, ее. 355-374.
186