Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
сынов человеческих: но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от
Саула, которого Я отверг пред лиием твоим. И будет непоколебим дом
твой и царство твое на веки (cbvj'^.'j) пред лиием Моим, и престол твой
устоит во веки (Ε'ΓΐΐΠΰ)" (2 Цар. 7:12-16).
Мессианское значение имеет выражение "семя" (!ЛТ, "зера") Давидово как
обозначение Мессии: в рассматриваемой ниже рукописи Мертвого моря "Молитва
Еноха' (4Q369) Мессия также назван "семенем Давида". Хотя указание на
того, кто осуществит постройку "дома имени" Божьему может быть понято как
намек на Соломона, из дальнейшей речи Нафана становится ясно, что в пророчестве
подразумевается некто Иной, царство Которого будет "утверждено на веки"
), чего нельзя сказать о державе Соломона.43
4.3. Кумранская рукопись "Сын Божий" (4Q246)
Несколько небиблейских рукописей из района Мертвого моря хорошо
согласуются с возвещенной пророком Исайей идеей божественности Мессии и
вечности Его царства.
Первая — это рукопись на арамейском языке 4Q246, известная под
названиями ''Сын Божий" и "Арамейский апокалипсис". В ней речь идет о личности
Царя, который назван "'Сын Божий", царство Которого пребудет вечно (4Q246
1:6—2:1, 4~7, полностью фотокопию, варианты восстановления утраченных
фрагментов, перевод и текстологический комментарий см. в Приложении 2):
-та -ръ [mn'n Ьн су -pti cip"1 "ir]6
ΐ'-Ν bs тлЬ 2Ί[ι ]п:с п'Ь к-ееу bz)7
же?- xbm p-!2[ir tsbv xb: ]8
ЛЗГГГ Л££2* NiprV N2["i ^N Ί2 лЬ] 9
чрчТГ ЛЗГ.р1 ]vbv 131 ΙΓίΝΓ·1 Ьх Π Л-2 1
]П W Nbsi Ьх CU Cip"1 ΊΏ [ пропуск ] 4
[р]т evepn лпп-iN biri cbu тгЬй ппгЬа 3
О1 ΝΓ-,Ν ρ η~1Π сЬш ~\УТ Nb:i Dl'pz XI'-N 6
ЛЬ ΝΠ^ΊΏ Ьп 7
1:6 [пока не восстанет Царь людей Божиих. Он станет] Царем Ассирии
и Египта,
1:7 [Все люди будут служить Ему], и он станет великим на земле.
1:8 [и все народы] соделают [мир] и будут служить
1:9 [Ему.] Его будут называть [Сыном ве]ликого [Бога], и по Его имени
будут Его называть.
43 Подробно пророчество Нафана рассматривается в кн.: Пах Я. Благословен
Грядущий во имя Господне. М., 2001, 234 стр.; с. 21-32.
100