рукописей. В книге больше вопросов, чем ответов, однако она крайне важна для
понимания слабых сторон кумрано-ессейской гипотезы и в качестве прекрасного
доказательства разнообразных источников происхождения найденных в иудейской
пустыни манускриптов. Наконец, в 1998—2002 годах большую известность и
определенную поддержку в научных кругах приобрели результаты исследований
израильского ученого Иицхара Хиршфельда (Yizhar Hirschfeld), производившего
в рамках программы центра "Орион" (созданного специально для изучения
рукописей Мертвого моря) аэрофотосъемку Кумрана, а также археологические
изыскания в Кумране и других местах Палестины. Он пришел к выводу о том,
что Кумран был укрепленным феодальным поместьем, но не ессейским центром43.
1.5. Исследования кумранскнх рукописей в России44
В середине XX века, когда произошло открытие кумранских манускриптов,
в послевоенной России продолжала сохраняться крайне неблагоприятная для
объективных исследований религиозной литературы обстановка. Официальным
государственным мировоззрением был атеистический марксизм-ленинизм, и с
его позиции велись все гуманитарные исследования в Советском Союзе. Прочие
точки зрения в официальную печать не допускались.
В силу этого в официальной советской науке уже с первых лет после
начала кумранских исследований сформировался единый общий подход, а конкретные
исследователи могли лишь незначительно варьировать свои убеждения внутри
определенного идеологического коридора. Альтернативный взгляд имел место
только в среде церковных исследователей, однако, в силу гонений на Церковь,
возможности реально оппонировать официальной светской науке у церковных
ученых практически не было.
Первые журнальные публикации, посвященные рукописям, появились в
России в 1956 году43, а первая небольшая монография вышла 3 года спустя —
это изданная в Минске книга Г. М. Лившица "Кумранские рукописи и их
историческое значение".46 Весьма любопытно, что в ней наметился тот подход,
который будет доминировать в официальной советской, а потом русской кумранологии
вплоть до конца XX века! Идеи, высказанные здесь Г. М. Аившицем конспек-
43 Подробнее его взгляды изложены в следующей главе. Там же см. ссылки на
соответствующую литературу.
44 Данный параграф является переработанной версией доклада автора на Третьих
Покровских педагогических чтениях в Санкт-Петербурге в октябре 2002 года "Церковный
и светский подходы в изучении рукописей Мертвого моря: их общность и различие".
http://www.sinai.spb.ru/qum/dssapproach/dssapproach.html.
45 Старкова К. Б. Рукописи из окрестностей Мертвого моря // ВДИ, 1956,1, с. 87-102.
46 Лившиц Г. М. Кумранские рукописи и их историческое значение. Минск, 1959, 83 с.
20