Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
рукописей. В книге больше вопросов, чем ответов, однако она крайне важна для
понимания слабых сторон кумрано-ессейской гипотезы и в качестве прекрасного
доказательства разнообразных источников происхождения найденных в иудейской
пустыни манускриптов. Наконец, в 1998—2002 годах большую известность и
определенную поддержку в научных кругах приобрели результаты исследований
израильского ученого Иицхара Хиршфельда (Yizhar Hirschfeld), производившего
в рамках программы центра "Орион" (созданного специально для изучения
рукописей Мертвого моря) аэрофотосъемку Кумрана, а также археологические
изыскания в Кумране и других местах Палестины. Он пришел к выводу о том,
что Кумран был укрепленным феодальным поместьем, но не ессейским центром43.
1.5. Исследования кумранскнх рукописей в России44
В середине XX века, когда произошло открытие кумранских манускриптов,
в послевоенной России продолжала сохраняться крайне неблагоприятная для
объективных исследований религиозной литературы обстановка. Официальным
государственным мировоззрением был атеистический марксизм-ленинизм, и с
его позиции велись все гуманитарные исследования в Советском Союзе. Прочие
точки зрения в официальную печать не допускались.
В силу этого в официальной советской науке уже с первых лет после
начала кумранских исследований сформировался единый общий подход, а конкретные
исследователи могли лишь незначительно варьировать свои убеждения внутри
определенного идеологического коридора. Альтернативный взгляд имел место
только в среде церковных исследователей, однако, в силу гонений на Церковь,
возможности реально оппонировать официальной светской науке у церковных
ученых практически не было.
Первые журнальные публикации, посвященные рукописям, появились в
России в 1956 году43, а первая небольшая монография вышла 3 года спустя —
это изданная в Минске книга Г. М. Лившица "Кумранские рукописи и их
историческое значение".46 Весьма любопытно, что в ней наметился тот подход,
который будет доминировать в официальной советской, а потом русской кумранологии
вплоть до конца XX века! Идеи, высказанные здесь Г. М. Аившицем конспек-
43 Подробнее его взгляды изложены в следующей главе. Там же см. ссылки на
соответствующую литературу.
44 Данный параграф является переработанной версией доклада автора на Третьих
Покровских педагогических чтениях в Санкт-Петербурге в октябре 2002 года "Церковный
и светский подходы в изучении рукописей Мертвого моря: их общность и различие".
http://www.sinai.spb.ru/qum/dssapproach/dssapproach.html.
45 Старкова К. Б. Рукописи из окрестностей Мертвого моря // ВДИ, 1956,1, с. 87-102.
46 Лившиц Г. М. Кумранские рукописи и их историческое значение. Минск, 1959, 83 с.
20