только после свершения предсказанных им великих событий. Поэтому особенно
возвышенные слова о пророке можно найти у христианских авторов: блаженный
Августин писал, что "О Христе и Церкви, т.е. о Царе и созданном Им граде,
Исайя предвозвестил гораздо белее, чем другие пророки", и вследствие этого
заслуживает более имени евангелиста, нежели пророка4, а блаженный Иероним
видел нем не только пророка, но евангелиста и апостола: "мне кажется, что
Исайя излагает не пророчество, а евангелие", — писал Иероним5.
3.3. Происхождение и состав книги Исайи. Деятельность Второисаии
При изучении книги Исайи следует иметь в виду, что с точки зрения
современной библеистики она представляет собой богодухновенное творение не
одного человека, а целой пророческой школы, которая была основана пророком
Исайей и сложилась из его учеников и последователей6. Общность образов,
которые используют в Исайя и его последователи, и, главное — единство
пророческого духа различных частей книги столь велики, что взятый сам по
себе филологический анализ не позволяет однозначно выделить авторство
нескольких богодухновенных авторов7. Поэтому для правильного понимания
книги Исайи необходимо учитывать ее содержание, особенно — исторический
фон описываемых событий.;Руководствуясь этим критерием, в книге пророка
Исайи можно выделить три основные части8.
Первая часть охватывает главы 1—39 и была создана самим великим
пророком и ближайшими современными ему учениками. Она описывает
деятельность пророка на протяжении 40 последних лет VIII в. до Р. X., в
условиях постоянной угрозы Израилю и Иудее со стороны Ассирийской империи.
Вторая часть включает в себя главы 40—55 и была создана последователями
Исайи — членами основанной им пророческой школы — в совершенно другую
историческую эпоху. Уже ни разу не упоминается имя самого Исайи как
4 Августин, блаж. О граде Божием, I, XVI1I, 29.
5 Иероним, блаж. Предисловие к толкованию на Исайю.
6 См., напр.: Сорокин Α., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета.
СПб., 2002, 360 с, с. 153.
7 Дореволюционные русские ученые отвергали разделение книги Исайи по
авторскому признаку в силу как терминологического единства, так и общности используемых
образов и понятий в разных частях книги. См., напр.: Глаголев С. С. Предисловие к
статье "Израильтяне" / Иллюстрированная история религий, под ред. проф. Д.П.Шантепи
де ля Соссей в 2-х тт. Т. 1, [М.], 1992, с. 247-264.
6 Такое разделение несколько условно, поскольку книга Исайи в настоящем виде
представляет результат продолжительной редакторской работы как членов пророческой
школы Исайи, так и последующих поколений иудейских книжников (соферим).
73