Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
только после свершения предсказанных им великих событий. Поэтому особенно
возвышенные слова о пророке можно найти у христианских авторов: блаженный
Августин писал, что "О Христе и Церкви, т.е. о Царе и созданном Им граде,
Исайя предвозвестил гораздо белее, чем другие пророки", и вследствие этого
заслуживает более имени евангелиста, нежели пророка4, а блаженный Иероним
видел нем не только пророка, но евангелиста и апостола: "мне кажется, что
Исайя излагает не пророчество, а евангелие", — писал Иероним5.
3.3. Происхождение и состав книги Исайи. Деятельность Второисаии
При изучении книги Исайи следует иметь в виду, что с точки зрения
современной библеистики она представляет собой богодухновенное творение не
одного человека, а целой пророческой школы, которая была основана пророком
Исайей и сложилась из его учеников и последователей6. Общность образов,
которые используют в Исайя и его последователи, и, главное — единство
пророческого духа различных частей книги столь велики, что взятый сам по
себе филологический анализ не позволяет однозначно выделить авторство
нескольких богодухновенных авторов7. Поэтому для правильного понимания
книги Исайи необходимо учитывать ее содержание, особенно — исторический
фон описываемых событий.;Руководствуясь этим критерием, в книге пророка
Исайи можно выделить три основные части8.
Первая часть охватывает главы 1—39 и была создана самим великим
пророком и ближайшими современными ему учениками. Она описывает
деятельность пророка на протяжении 40 последних лет VIII в. до Р. X., в
условиях постоянной угрозы Израилю и Иудее со стороны Ассирийской империи.
Вторая часть включает в себя главы 40—55 и была создана последователями
Исайи — членами основанной им пророческой школы — в совершенно другую
историческую эпоху. Уже ни разу не упоминается имя самого Исайи как
4 Августин, блаж. О граде Божием, I, XVI1I, 29.
5 Иероним, блаж. Предисловие к толкованию на Исайю.
6 См., напр.: Сорокин Α., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета.
СПб., 2002, 360 с, с. 153.
7 Дореволюционные русские ученые отвергали разделение книги Исайи по
авторскому признаку в силу как терминологического единства, так и общности используемых
образов и понятий в разных частях книги. См., напр.: Глаголев С. С. Предисловие к
статье "Израильтяне" / Иллюстрированная история религий, под ред. проф. Д.П.Шантепи
де ля Соссей в 2-х тт. Т. 1, [М.], 1992, с. 247-264.
6 Такое разделение несколько условно, поскольку книга Исайи в настоящем виде
представляет результат продолжительной редакторской работы как членов пророческой
школы Исайи, так и последующих поколений иудейских книжников (соферим).
73