Несмотря на то, что Второисаия изображает Мессию как Слугу Ягве, имея
в виду cjxj подчиненный характер воле I оспода, данный стих вполне соответствует
новозаветному раскрытию Божественного Откровения о Мессии-Христе,
отношение Которого к Ьогу является свободным послушанием Сына воле Отца.
Ведь Слуга Ягве Сам добровольно не отверзал уст Своих. Значит, Он осознает
необходимость несения страдания и наказания за человечество; а это было бы
невозможно без Его свободной любви к Господу и людям.14у
6.11.3 Идея страдания Мессии из книги Исайи к
небиблейские кумранские рукописи
Кумранский текст Великого свитка Исайи во второй части четвертой песни
Слуги Ягве не только не умаляет силу и значение будущих страданий Мессии,
но даже подчеркивает их. Но в первой части мысль о страданиях заменена но
идею помазания Мессии Св Духом и распространении даров Духа на многие
народы. В связи с этим встает важный вопрос: насколько учение книги Исайи
о страданиях Мессии, сохранившееся в библейских манускриптах того времени,
было популярно у палестинских иудеев, т.е. в какой степени эта идея отражено
в небиблейских рукописях из окрестностей Мертвого моря?
Ответ вполне отвечает представлению об эпохе позднего Второго храма, кс -
торое сложилось у исследователей еще до кумранских находок. Идея страданий
Мессии сохранилась в библейских текстах, но не пользовалась популярностью
у иудеев Палестины. Ни в одной из кумранских небиблейских рукописей нет
описания страдания Мессии за грехи Своего народа, хотя получили развитие \
идеи Божественного достоинства Мессии, Его первородного рождения от Бога, \
Его Богоизбранности и устаноаления Им всеобщего вечного Царства праведности. ]
Рукописи Мертвого моря показывают, что мессианская концепция, изложенная
в библейских книгах, и особенно — в книге Исайи, постепенно получает однобокое
развитие в палестинском иудаизме. Наряду с другими причинами, это
воспрепятствовало палестинским иудеям 30-х годов I века узнать в пришедшем к ним
Иисусе из Назарета истинного Мессию Израилева. страдающего за грехи народа
и через это устанавливающего духовное Царство — в полном согласии с учением
книги Исайи и всего Священного Писания Ветхого Завета.
Существует только один текст, который вызвал энтузиазм у некоторых первых
исследователей и даже был назван "Страдающий Мессия" : это рассмотренная
ранее (в §5.3) кумранская рукопись 4Q285 "Мессианский лидер". Первые
публикации предлагали переводить 4-ю строку 5-го фрагмента этого текста так:
"Князь собрания, росток Давида будет убит ими", что приводило к идее убиения
149 Подробнее см. там же, с. 656-657.
204