Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
Несмотря на то, что Второисаия изображает Мессию как Слугу Ягве, имея
в виду cjxj подчиненный характер воле I оспода, данный стих вполне соответствует
новозаветному раскрытию Божественного Откровения о Мессии-Христе,
отношение Которого к Ьогу является свободным послушанием Сына воле Отца.
Ведь Слуга Ягве Сам добровольно не отверзал уст Своих. Значит, Он осознает
необходимость несения страдания и наказания за человечество; а это было бы
невозможно без Его свободной любви к Господу и людям.14у
6.11.3 Идея страдания Мессии из книги Исайи к
небиблейские кумранские рукописи
Кумранский текст Великого свитка Исайи во второй части четвертой песни
Слуги Ягве не только не умаляет силу и значение будущих страданий Мессии,
но даже подчеркивает их. Но в первой части мысль о страданиях заменена но
идею помазания Мессии Св Духом и распространении даров Духа на многие
народы. В связи с этим встает важный вопрос: насколько учение книги Исайи
о страданиях Мессии, сохранившееся в библейских манускриптах того времени,
было популярно у палестинских иудеев, т.е. в какой степени эта идея отражено
в небиблейских рукописях из окрестностей Мертвого моря?
Ответ вполне отвечает представлению об эпохе позднего Второго храма, кс -
торое сложилось у исследователей еще до кумранских находок. Идея страданий
Мессии сохранилась в библейских текстах, но не пользовалась популярностью
у иудеев Палестины. Ни в одной из кумранских небиблейских рукописей нет
описания страдания Мессии за грехи Своего народа, хотя получили развитие \
идеи Божественного достоинства Мессии, Его первородного рождения от Бога, \
Его Богоизбранности и устаноаления Им всеобщего вечного Царства праведности. ]
Рукописи Мертвого моря показывают, что мессианская концепция, изложенная
в библейских книгах, и особенно — в книге Исайи, постепенно получает однобокое
развитие в палестинском иудаизме. Наряду с другими причинами, это
воспрепятствовало палестинским иудеям 30-х годов I века узнать в пришедшем к ним
Иисусе из Назарета истинного Мессию Израилева. страдающего за грехи народа
и через это устанавливающего духовное Царство — в полном согласии с учением
книги Исайи и всего Священного Писания Ветхого Завета.
Существует только один текст, который вызвал энтузиазм у некоторых первых
исследователей и даже был назван "Страдающий Мессия" : это рассмотренная
ранее (в §5.3) кумранская рукопись 4Q285 "Мессианский лидер". Первые
публикации предлагали переводить 4-ю строку 5-го фрагмента этого текста так:
"Князь собрания, росток Давида будет убит ими", что приводило к идее убиения
149 Подробнее см. там же, с. 656-657.
204