Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
в назаретской синагоге пророчество книги Исайи о Мессии (61:1), Иисус Христос
прямо засвидетельствовал о том, что "ныне исполнилось писание сие"; причем
"все засвидетельствов&ш Ему это, и дившись словам благодати, исходившим
из уст Его" (Лк. 4:17-22).
6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии
согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2—4)
Деятельность Мессии по описанию рукописи 4Q521 носит универсальный
характер и распространяется на все творение — на "небо и землю":
1 [...не]бо и земля будут повиноваться Его Мессии,
2 [и все, ч]то в них, не отвратится от заповедей святых.
Как известно, в еврейском языке не было слова для обозначения "вселенной",
"космоса", поэтому для указания на полноту Божьего творения в Библии, начиная
с первой строки книги Бытия, используется устойчивый оборот "небо и земля"
(см. Быт. 1:1 ).60 Такой же смысл эта фраза имеет и в кумранской рукописи,
показывая, что грядущий Мессия будет действовать по отношению не к отдельным
племенам или народам, а ко всем живущим, и ко всему вообще Божьему творению.
Это вполне соответствует мессианскому символическому пророчеству Исайи о
горе Господней: "' И будет в последние дни, гора дома Господня будет
поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все
народы.3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору
Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем
ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из
Иерусалима. 4 И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и
перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ
на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис. 2:2—4).ы
60 см. напр.: Reddosh Μ. G. Heaven / Anchor Bible Dictionary. 6 volumes. N. Y., 1992.
CD ROM electronic edition: Logos Library System 2.1f, 1996.
61 Великий свиток Исайи содержит стихи Ис. 2:2-4 во 2-м столбце в строках 7-13.
2-й стих не отличается от масоретского текста, отличие 3-го стиха кумранской рукописи
в том, что пропущено слово "на гору", а в 4-ом стихе сначала по ошибке вставлено, а
потом зачеркнуто самим переписчиком слово "среди" (у~, "бен"), которое встречается в
тексте чуть раньше, в начале стиха: счэл ^э ("бен гагоим") — [судить] "среди народов",
по-русски 'судить народы". В целом кумранская редакция 3-4 стихов такова:
'° И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем [~] в дом Бога Иаковлева,
и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет
закон, и слово Господне — из Иерусалима. 4 И будет Он судить народы, и обличит
среди многих племен; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не
поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать".
180