Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
кожи ремни для сандалий, но материал оказался слишком ветхим. Рассмотрев
на свитках непонятные письмена, они через своих родственников предложили
странные рукописи антиквару и вскоре первые семь свитков попали к ученым.
Четыре манускрипта купил у антиквара иерусалимский митрополит Сирийской
(несторианской) церкви Афанасий, другие три — профессор Еврейского
университета Э. Л. Сукеник (Е. L. Sukenik).
Митрополит Афанасий, желая понять, что за рукописи попали к нему, показал
их специалистам из Американской школы восточных исследований, которые
установили их двухтысячелетний возраст. Эти ученые объявили в прессе о находке
древнейших еврейских рукописей из Палестины 11 апреля 1948 года, а через
некоторое время о том же заявил и Э. Сукеник. Митрополит Афанасий вывез
рукописи в США, где на протяжении нескольких лет пытался продать их, но
безуспешно, поскольку потенциальные покупатели сомневались в подлинности
свитков. Только в 1955 году представитель государства Израиль купил их за 250
тысяч долларов, и рукописи вернулись на родину. Первые семь найденных
рукописей были: Великий свиток книги Исайи (lQIsa), Устав общины (1QS),
Комментарий на книгу Аввакума (lQpHab), Благодарственные гимны (1QH),
Малый свиток книги Исайи (lQIsb), Свиток войны (1QM), Апокриф книги
Бытия (lQapGen). Сейчас они представлены в иерусалимском "Музее книги",
построенном специально для хранения и исследования рукописей Мертвого моря.
1.2. Ранние исследования и публикация
первых рукописей Мертвого моря
Последовавшие в 1951—1956 годах поиски и археологические раскопки
привели к открытию новых рукописей в пещерах Иудейской пустыни4:
1. в 11-ти пещерах неподалеку от руин поселения Кумран;
2. в руинах древней израильской крепости Масада;
3. в 4-х (по другим сведениям — в 5-ти) пещерах Вади Мураба* ат;
4. в пещерах Нахал Хевер (рядом с Вади Хабра);
5. в пещере Нахал Це'елим (неподалеку от Вади Сейал);
6. в пещере Нахал Мишмар (близ Вади Матрас);
7. в руинах греческого монастыря в Хирбет Мирд (древней Гиркании);
8. в генизе синагоги Ездры в Старом Каире;
9. согласно некоторым исследователям — даже в пещере Вади эд-Далийег
(самаритянские папирусы).
Для всех найденных в указанных местах манускриптов употребляют название
"рукописи Мертвого моря" в широком смысле. Найденные в районе Кумрана
4 FitzmyerJ. A. The Dead Sea Scrolls and Christians Origins. Michigan-Cambridge, 2000, p. 2.
10