Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
(Плач 1:16). Раввины сказали: "Его имя — Прокаженный учитель, ибо написано:
"Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни, а мы думали, [что]
Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом" (Ис. 53:4)" (Sanheclrin 98b).
В этом фрагменте представлен целый спектр мнений относительно Мессии,
и одно из них — идентификация Его со Слугой Господа из четвертой песни.
Несмотря на то, что иерусалимский Талмуд зафиксировал и другую интерпретацию
личности Слуги, понимаемую как личность Моисея (Sotah 14а), еврейский ученый
Рафаэль Аеве говорит даже о более позднем периоде II—V вв. следующее:
"сохранившиеся еврейские толкования [53-й главы Исайи] вплоть до конца
аморейского периода (500 г. н.э.) предполагают, что в то время зачастую
считалось (возможно, это даже было общепринятым мнением), что личность, о
которой идет речь, — это Мессия".29 Подобное понимание встречается иногда
и в средневековом раввинистическом иудаизме.
6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис.42:1—4)
Масоретский текст первой части (Ис. 42:1—4) первой песни Слуги Господня:
:x^v criab ϋΕώη vbv τιπ Tim νΰ23 nnm -"тпа in-rcnx -ίζώ in'
τ-- τ τ - ■ - τ ·-- τ:τ -■: Ι τ : ■: - : - Ι ■■
nbip рга :r?:arx'b·) χΐτ xbi py:r xb2
qah "Ώ,ψ хЬэ rrnc трх пюгзп x^inb гйтш сгэ преЬ 3
ЛИГ!11 ХЪ 4
Синодальный перевод:
' Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому
благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд.
2 Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышишь его
на улицах.
3 Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит;
будет производить суд по истине;
4 не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на
закон Его будут уповать острова.
29 The Fifty-Third Chapter of Isaiah According to the Jewish Interpreters. Editor H. Orlinsky.
Vol.2, p. 17. Цит. по: Фишер Дж. Комментарии раввинов..., там же.
30 Например, раввин XIII века Моше Коэн Ибн Криспин отрицательно отзывался об
интерпретации личности Слуги как народа Израилева, говоря, что такого рода
истолкования "подчинены упрямству собственных сердец и своему собственному мнению. Я же
хочу толковать отрывок в согласии с учением наших раввинов, как говорящий о царе
Мессии, <...> и оставаться верным буквальному смыслу. Так я буду свободен от натянутых,
неестественных толкований, в которых виновны другие" (Цит. по: Фишер Дж.
Комментарии раввинов..., там же).
162