как свои собственные, и потому должен становиться к ним в такие же жизненные,
деятельные отношения, как к своим собственным. Такие отношения основывались
на коренном еврейском понятии о человеке, которое выражено в книге Бытия
(1:27—28), и которое кратко и ясно выразил ап. Павел: "От одной крови
[Бог] произвел весь род человеческий" (Деян. 17:26)".21
Теократическое еврейское общество было одной большой семьей, отцом
которой был Сам Господь, а Его видимым представителем — священническое
сословие. Из любви к созданному и воспитанному Им народу Господь заповедал,
чтобы священники снимали вину как со всего народа, так и с каждого члена
общества Израилева, и переносили ее на себя. Однако это действие было всего
лишь прообразовательно-символическим и не достигало реального результата,
потому что священник не имел нравственной силы брать на себя грехи. Ввиду
этого Господь заповедал приносить жертвы. Они были конкретными и понятными
простому еврейскому народу символами того, что грех должен быть перенесен на
какое-либо невинное существо, которое умирало за народ. Конечно, животное
еще менее священника было способно взять на себя нравственный груз греха, но
его принесение в жертву было явным, материальным знаком необходимости
очистительной жертвы и прообразом той единственной жертвы умилостивления,
которую принес за весь род человеческий Мессия, будучи абсолютно свободным
от греха по причине своего божественного происхождения, и имея также
совершенную человеческую природу.
К такому выводу должна была придти мысль верующего иудея от созерцания
жертвоприношения животных. Сказанное Второисаией о принесении Слугой
Ягве "жертвы умшюстивления" было отчасти понятно его современникам: Ягве,
будучи Отцом Израиля и Отцом всех людей, должен взять на Себя дело
искупления их грехов. Однако Он, как Бог, имеет природу, отличную от
человеческой. Поэтому Он определяет, чтобы Его Мессия, будучи той же
божественной природы, что и Ягве (об этом Исайя ясно говорит в главе 9-ой),
ставший при этом человеком, но без греха, понес страдания и грехи всех людей.
Поэтому жертвоприношения животных были только символическим прообразом
страданий Слуги Господня и принесения Им "жертвы умилостивления",
описанных подробно в 4-ой песне.
6.2.4 Слуга Господень в песнях Слуги —
прямое пророчество Второисаии о Мессии
Таргум Ионафана на Ис. 52:13 рассматривает четвертую песнь Слуги
как прямое пророчество о Мессии: "Вот Мой слуга Мессия будет благоуспешен;
21 Там же, с. 642.
160