Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
как свои собственные, и потому должен становиться к ним в такие же жизненные,
деятельные отношения, как к своим собственным. Такие отношения основывались
на коренном еврейском понятии о человеке, которое выражено в книге Бытия
(1:27—28), и которое кратко и ясно выразил ап. Павел: "От одной крови
[Бог] произвел весь род человеческий" (Деян. 17:26)".21
Теократическое еврейское общество было одной большой семьей, отцом
которой был Сам Господь, а Его видимым представителем — священническое
сословие. Из любви к созданному и воспитанному Им народу Господь заповедал,
чтобы священники снимали вину как со всего народа, так и с каждого члена
общества Израилева, и переносили ее на себя. Однако это действие было всего
лишь прообразовательно-символическим и не достигало реального результата,
потому что священник не имел нравственной силы брать на себя грехи. Ввиду
этого Господь заповедал приносить жертвы. Они были конкретными и понятными
простому еврейскому народу символами того, что грех должен быть перенесен на
какое-либо невинное существо, которое умирало за народ. Конечно, животное
еще менее священника было способно взять на себя нравственный груз греха, но
его принесение в жертву было явным, материальным знаком необходимости
очистительной жертвы и прообразом той единственной жертвы умилостивления,
которую принес за весь род человеческий Мессия, будучи абсолютно свободным
от греха по причине своего божественного происхождения, и имея также
совершенную человеческую природу.
К такому выводу должна была придти мысль верующего иудея от созерцания
жертвоприношения животных. Сказанное Второисаией о принесении Слугой
Ягве "жертвы умшюстивления" было отчасти понятно его современникам: Ягве,
будучи Отцом Израиля и Отцом всех людей, должен взять на Себя дело
искупления их грехов. Однако Он, как Бог, имеет природу, отличную от
человеческой. Поэтому Он определяет, чтобы Его Мессия, будучи той же
божественной природы, что и Ягве (об этом Исайя ясно говорит в главе 9-ой),
ставший при этом человеком, но без греха, понес страдания и грехи всех людей.
Поэтому жертвоприношения животных были только символическим прообразом
страданий Слуги Господня и принесения Им "жертвы умилостивления",
описанных подробно в 4-ой песне.
6.2.4 Слуга Господень в песнях Слуги —
прямое пророчество Второисаии о Мессии
Таргум Ионафана на Ис. 52:13 рассматривает четвертую песнь Слуги
как прямое пророчество о Мессии: "Вот Мой слуга Мессия будет благоуспешен;
21 Там же, с. 642.
160