6.11.1 Вводное изложение основных идей
четвертой песни Слуги (Ис.52:13—15)
52:13 -NQ пзг, not err пгф ЬъЪг л:л
Синодальный перевод: "Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится
и вознесется, и возвеличится".
Букв, перевод М. Д. Муретова: Вот, преуспеет Слуга Мой: возвысится
и вознесется и возвеличится весьма .
В этом стихе, еврейский текст которого совпадает в МТ и lQIsa, пророк
излагает основную мысль всего пророчества: прославление Слуги Господня
является результатом Его деятельности. Далее Второисаия описывает
преимущественно страдания Слуги Ягве, но для пророка они представляют интерес не
сами по себе, а как причина прославления Мессии. Второисаия характеризует
деятельность Слуги выражением "будет благоу спешен" (ЬЧЭ2Г, "йаскил"), которое
по-еврейски имеет буквальный смысл "быть благоразумный, действовать
благоразумно". Но благоразумная деятельность всегда сопровождается положительным
результатом, поэтому указанное выражение (ЬЧЭ£Г, "йаскил") употреблено здесь
в значении "действовать успешно, преуспеть" (ср. Ис. Нав. 1:8; Иер. 10:21).
Успех Слуги Ягве — это следствие "самостоятельного и сознательного
преследования сознательно поставленной себе цели".88 И. А. Орфанитский подчеркивает,
что в случае, когда успешный результат зависит не от самого действующего лица,
а от сторонней, внешней причины, понятие успеха обозначается иным еврейским
словом ΓΓ?1ίΠ ("гицлиа") происходящим от глагола Π'ρϊ ("цалах") —
"стремительно, настойчиво двигаться" (например, в повествовании Второисаии о Кире;
Ис. 48:15).89
В последующих трех глаголах ("возвысится и вознесется, и
возвеличится") Второисаия показывает три этапа возвышения Слуги Ягве: начальный,
серединный и кульминационный. Первый глагол (йТ, "йарум", исходная форма
И"), "рум") означает "приподниматься над уровнем чего-либо" (см. Прит. 11:11),
второй (Nt£JD, "нисса", исходная форма Ν'ώί, "наса") — "подниматься так, чтобы
стать заметным, славным", т.е. достигнуть определенной степени величия, и, наконец,
третий глагол (П23, "гаваг", исходная форма ГТ23, "гаваг") означает простое
"пребывание на высоте без дальнейшего стремления вверх", а, значит, предполагает
достижения апогея славы и наивысшее величие.90 По мнению многих толкователей,
87 Муретов М. Д. Раб Божий, с. 355.
88 Орфанитский И. А. Пророчество Исайи о страданиях и прославлении Раба
Иеговы (Ис. Lll, 13-LIII, 12)//Христианское чтение, 1881, 11-12, с. 623.
89 Там же, с. 623.
90 Там же, с. 624.
187