Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
6.11.1 Вводное изложение основных идей
четвертой песни Слуги (Ис.52:13—15)
52:13 -NQ пзг, not err пгф ЬъЪг л:л
Синодальный перевод: "Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится
и вознесется, и возвеличится".
Букв, перевод М. Д. Муретова: Вот, преуспеет Слуга Мой: возвысится
и вознесется и возвеличится весьма .
В этом стихе, еврейский текст которого совпадает в МТ и lQIsa, пророк
излагает основную мысль всего пророчества: прославление Слуги Господня
является результатом Его деятельности. Далее Второисаия описывает
преимущественно страдания Слуги Ягве, но для пророка они представляют интерес не
сами по себе, а как причина прославления Мессии. Второисаия характеризует
деятельность Слуги выражением "будет благоу спешен" (ЬЧЭ2Г, "йаскил"), которое
по-еврейски имеет буквальный смысл "быть благоразумный, действовать
благоразумно". Но благоразумная деятельность всегда сопровождается положительным
результатом, поэтому указанное выражение (ЬЧЭ£Г, "йаскил") употреблено здесь
в значении "действовать успешно, преуспеть" (ср. Ис. Нав. 1:8; Иер. 10:21).
Успех Слуги Ягве — это следствие "самостоятельного и сознательного
преследования сознательно поставленной себе цели".88 И. А. Орфанитский подчеркивает,
что в случае, когда успешный результат зависит не от самого действующего лица,
а от сторонней, внешней причины, понятие успеха обозначается иным еврейским
словом ΓΓ?1ίΠ ("гицлиа") происходящим от глагола Π'ρϊ ("цалах") —
"стремительно, настойчиво двигаться" (например, в повествовании Второисаии о Кире;
Ис. 48:15).89
В последующих трех глаголах ("возвысится и вознесется, и
возвеличится") Второисаия показывает три этапа возвышения Слуги Ягве: начальный,
серединный и кульминационный. Первый глагол (йТ, "йарум", исходная форма
И"), "рум") означает "приподниматься над уровнем чего-либо" (см. Прит. 11:11),
второй (Nt£JD, "нисса", исходная форма Ν'ώί, "наса") — "подниматься так, чтобы
стать заметным, славным", т.е. достигнуть определенной степени величия, и, наконец,
третий глагол (П23, "гаваг", исходная форма ГТ23, "гаваг") означает простое
"пребывание на высоте без дальнейшего стремления вверх", а, значит, предполагает
достижения апогея славы и наивысшее величие.90 По мнению многих толкователей,
87 Муретов М. Д. Раб Божий, с. 355.
88 Орфанитский И. А. Пророчество Исайи о страданиях и прославлении Раба
Иеговы (Ис. Lll, 13-LIII, 12)//Христианское чтение, 1881, 11-12, с. 623.
89 Там же, с. 623.
90 Там же, с. 624.
187