Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
Синодальный перевод:
2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета
и крепости, дух ведения и благочестия;
Зи страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей
Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать
по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих
убьет нечестивого.
5 И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его —
истина.
Здесь указаны божественные дарования, которыми будет обладать Отрасль
Иессеева, причем, по справедливому замечанию А. К. Волнина, "та беспримерная
и совершенная полнота, с какой, по представлению Исайи, изливаются на Мессию
сверхъестественные дары Духа Божия, свидетельствует, что пророк не смотрит
на Него, как на простого человека, а предполагает в Нем исключительно
совершенную природу, усматривает существо, находящееся в интимной и реа,гъной
близости к Богу, которой Он выделяется из ряда людей".27
Служение Отрасли складывается из служения пророка, ведающего волю
Божию в совершенной степени и проникающего в суть вещей; царя, творящего
суд и правду; священника, находящегося в тесных, непосредственных отношениях
с Богом и показующего путь таких отношений другим людям и, наконец,
праведного судии, разбирающего дела "страдальцев земли" по справедливости.
Рассмотрим более подробно описание Исайей этих качеств Мессии как данных
Ему от Бога духовные дары.
"И почиет на нем Дух Господень" — в этих словах Исайей обозначена
полнота дарований, получаемых Мессией через ниспослание на Него Богом
Святого Духа. Далее Исайя переходит к раскрытию конкретных даров.
5.6.1 Пророческое служение Мессии
Два дара — "дух премудрости и разума" — относятся к интеллектуальной
сфере жизни Мессии и подчеркивают правильность Его действий, поскольку ум
руководит деятельностью человека.
Премудрость (ГТОЗП, "хохма") в общем смысле означает благоразумие,
способность умело распознавать сущность вещей в их явлениях (3 Цар. 3:16—28), а
также богатство ума и широту познаний (3 Цар. 4:29—34). В частном, но
даже более употребительном в Священном Писании Ветхого Завета, смысле, она
означает нравственно-обоснованную способность познания и умение пользоваться
27 Волнин А. К. Мессия по изображению пророка Исайи, с. 281.
138