Синодальный перевод:
2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета
и крепости, дух ведения и благочестия;
Зи страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей
Своих и не по слуху ушей Своих решать дела.
4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать
по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих
убьет нечестивого.
5 И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его —
истина.
Здесь указаны божественные дарования, которыми будет обладать Отрасль
Иессеева, причем, по справедливому замечанию А. К. Волнина, "та беспримерная
и совершенная полнота, с какой, по представлению Исайи, изливаются на Мессию
сверхъестественные дары Духа Божия, свидетельствует, что пророк не смотрит
на Него, как на простого человека, а предполагает в Нем исключительно
совершенную природу, усматривает существо, находящееся в интимной и реа,гъной
близости к Богу, которой Он выделяется из ряда людей".27
Служение Отрасли складывается из служения пророка, ведающего волю
Божию в совершенной степени и проникающего в суть вещей; царя, творящего
суд и правду; священника, находящегося в тесных, непосредственных отношениях
с Богом и показующего путь таких отношений другим людям и, наконец,
праведного судии, разбирающего дела "страдальцев земли" по справедливости.
Рассмотрим более подробно описание Исайей этих качеств Мессии как данных
Ему от Бога духовные дары.
"И почиет на нем Дух Господень" — в этих словах Исайей обозначена
полнота дарований, получаемых Мессией через ниспослание на Него Богом
Святого Духа. Далее Исайя переходит к раскрытию конкретных даров.
5.6.1 Пророческое служение Мессии
Два дара — "дух премудрости и разума" — относятся к интеллектуальной
сфере жизни Мессии и подчеркивают правильность Его действий, поскольку ум
руководит деятельностью человека.
Премудрость (ГТОЗП, "хохма") в общем смысле означает благоразумие,
способность умело распознавать сущность вещей в их явлениях (3 Цар. 3:16—28), а
также богатство ума и широту познаний (3 Цар. 4:29—34). В частном, но
даже более употребительном в Священном Писании Ветхого Завета, смысле, она
означает нравственно-обоснованную способность познания и умение пользоваться
27 Волнин А. К. Мессия по изображению пророка Исайи, с. 281.
138