приобретенным знанием в соответствии с требованиями истины, добра и голосом
совести. Поэтому обладание истинной мудростью обычно приписывается в Библии
праведникам. По отношению к Мессии это означает то, что "Он совершеннейшим
образом знает и открывает волю Божию о спасении людей, как высшую цель и
благо их жизни", неуклонно стремится деятельно осуществить эту волю, поскольку
Он располагает средствами к этому, и умеет сообщить их людям.28 Это есть ни
что иное, как характеристика Его пророческого служения.
Еврейское слово разум (ГфЗ, "бина", от глагола "D, "бин", "резать, замечать
различие") обозначает способность быстро и точно понимать внутренние качества
окружающих лиц и предметов с точки зрения их назначения и взаимного
отношения. Это — способность различать в окружающих как добро, так и зло,
истину и ложь, полезное и вредное. Иной оттенок смысла — способность познания
вообще, а также сообразительность. Библейское словоупотребление показывает,
что разум составляет всего лишь элемент премудрости, хотя и очень существенный.29
5.6.2 Царское служение Мессии
Следующие два дара ("дух совета и крепости") относятся к практической
сфере деятельности Христа. Тем и другим словом (ЛлУ, "эца" и ΠΊΊ23, "гэвура")
в Ис. 9:6 были обозначены божественные свойства Мессии как отрока
Эммануила; здесь же ими обозначается сверхъестественная способность "в
усвоении этих дарований Его человеческой природой" и во внешнем их проявлении,
что является совершенно необходимым для идеального теократического правителя.30
В соответствии с указанным практическим характером этих свойств для
Мессии как Царя, совет (Пл17, "эца") — это Его способность указать истинный,
согласный с волей Божией, образ жизни каждому человеку, несмотря на строгую
индивидуальность людей. Как замечает Исайя в другом месте (36:5), обычные
правители нуждаются в совете, т.е. им нужно правильно понять нужды народа
и, в зависимости от этого, принять верное решение.31 Крепость (ГПЧЗЗ, "гэвура")
означает непосредственное внешнее проявление Им дара совета.32
5.6.3 Священническое служение Мессии
Последние два из перечисляемых даров ("ведения и благочестия")
показывают непосредственное отношение Мессии к Богу, что и является существенной
чертой священнического служения. В переводе с еврейского (ГПГР Л NT] ΠΙΠ)
28 Там же, с. 287.
29 Там же, с. 288.
30 Там же, с. 289.
31 Там же
32 Подробнее см.: там же, с. 289-290.
139