шимся в пользу идентификации Кумрана как крепости, торгового центра или
виллы. Высказанные в поддержку этих гипотез археологические свидетельства
и аргументы продолжают работать и на гипотезу Кумрана как феодального
поместья. В самом деле, феодальный дом представляет собой ни что иное, как
укрепленное поселение, поэтому оно могло служить одним из фортов и иметь
оборонительный характер. Там был центр крупного землевладельца, поэтому
неудивительно наличие особой трапезной и различных предметов роскоши. В
феодальном поместье род занятий был преимущественно сельскохозяйственным,
однако могла вестись торговля разными дополнительными видами местной
продукции, — например, битумом, добываемым у побережья Мертвого моря.
В целом важен вывод И. Хиршфельда о том, что Кумран не является
уникальным поселением для Иудеи позднеэллинистического и римского периодов.
2.1.8 Проблема расположения поселения ессеев
(некумранский вариант)
Отвергнув мысль о проживании ессеев в Кумране, авторы приведенных
гипотез иногда попутно выдвигают идеи о том, где могли жить упомянутые древними
писателями ессеи. Именно попытки подобного конкретного "размещения" ессеев
и подвергаются критике; важно помнить, что эти споры не имеют решающего
значения для идентификации самого Кумрана.
Часть исследователей исходила из указания Плиния на наличие пальмовых
деревьев, среди которых живут ессеи. В своих исследованиях поверхности П. Бар-
Адон (P. Bar-Adon) указал множество мест в Иудейской пустыни рядом с
Мертвым морем, где могла жить община ессеев'0.
Н. Голб выдвинул мысль, что поселение ессеев нужно искать где-то
неподалеку от Эйн-Геди. Эту идею попытался проверить на практике Иицхар Хирш-
фельд. Он исходил из того, что infra в повествовании Плиния указывает не
направление, а географический уровень площадки, поэтому ессеев надо искать
выше того уровня, на котором находится Эйн-Геди. В 1998 году ученый
заявил, что им найдено место, отвечающее плиниеву описанию поселения ессеев:
местечко не имеет собственного имени и находится почти в оазисе Эйн-Геди,
поэтому было условно названо И. Хиршфельдом "Верхний Эйн-Геди". Оно
располагается примерно на на запад и на 800 метров выше Эйн-Геди.
Центральное строение состоит из 28 маленьких комнат, имеющих ячеистую структуру:
в комнате мог жить только один человек. В центре строения имеется
двухкомнатное помещение, а поблизости — два бассейна, один из которых, по мнению
ученого, мог иметь ритуальный характер71.
70 См.: Norman Golb replies после статьи FitzmyerJ.A. Scroll Origins...
71 См.: Shanks Η. Searching for Essenes At Ein Gedi..., там же.
49