Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
шимся в пользу идентификации Кумрана как крепости, торгового центра или
виллы. Высказанные в поддержку этих гипотез археологические свидетельства
и аргументы продолжают работать и на гипотезу Кумрана как феодального
поместья. В самом деле, феодальный дом представляет собой ни что иное, как
укрепленное поселение, поэтому оно могло служить одним из фортов и иметь
оборонительный характер. Там был центр крупного землевладельца, поэтому
неудивительно наличие особой трапезной и различных предметов роскоши. В
феодальном поместье род занятий был преимущественно сельскохозяйственным,
однако могла вестись торговля разными дополнительными видами местной
продукции, — например, битумом, добываемым у побережья Мертвого моря.
В целом важен вывод И. Хиршфельда о том, что Кумран не является
уникальным поселением для Иудеи позднеэллинистического и римского периодов.
2.1.8 Проблема расположения поселения ессеев
(некумранский вариант)
Отвергнув мысль о проживании ессеев в Кумране, авторы приведенных
гипотез иногда попутно выдвигают идеи о том, где могли жить упомянутые древними
писателями ессеи. Именно попытки подобного конкретного "размещения" ессеев
и подвергаются критике; важно помнить, что эти споры не имеют решающего
значения для идентификации самого Кумрана.
Часть исследователей исходила из указания Плиния на наличие пальмовых
деревьев, среди которых живут ессеи. В своих исследованиях поверхности П. Бар-
Адон (P. Bar-Adon) указал множество мест в Иудейской пустыни рядом с
Мертвым морем, где могла жить община ессеев'0.
Н. Голб выдвинул мысль, что поселение ессеев нужно искать где-то
неподалеку от Эйн-Геди. Эту идею попытался проверить на практике Иицхар Хирш-
фельд. Он исходил из того, что infra в повествовании Плиния указывает не
направление, а географический уровень площадки, поэтому ессеев надо искать
выше того уровня, на котором находится Эйн-Геди. В 1998 году ученый
заявил, что им найдено место, отвечающее плиниеву описанию поселения ессеев:
местечко не имеет собственного имени и находится почти в оазисе Эйн-Геди,
поэтому было условно названо И. Хиршфельдом "Верхний Эйн-Геди". Оно
располагается примерно на на запад и на 800 метров выше Эйн-Геди.
Центральное строение состоит из 28 маленьких комнат, имеющих ячеистую структуру:
в комнате мог жить только один человек. В центре строения имеется
двухкомнатное помещение, а поблизости — два бассейна, один из которых, по мнению
ученого, мог иметь ритуальный характер71.
70 См.: Norman Golb replies после статьи FitzmyerJ.A. Scroll Origins...
71 См.: Shanks Η. Searching for Essenes At Ein Gedi..., там же.
49