следует ошибочность такого предположения. В свитках нет речи ни о
"воскресении" Учащего праведности, ни о его "втором пришествии"; в "Дамасском
документе" говорится о "восстании" (что на библейском языке означает "появление") в
"конце дней" (т.е. в мессианский период) Личности, которая научит людей
праведности. Эта идея тождественна с мыслью из "Антологии" (4Q174), где то
же самое сказано в отношении Мессии - Отрасли Давида, Который "восстанет"
в "конце дней", чтобы "спасти Израиль".
5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 "Благословения патриархов"
Дополнительный аргумент в пользу изложенной точки зрения дает кумранский
комментарий на библейскую историю благословения Иаковом Иуды (Быт.
49:10), содержащийся в последнем из хорошо сохранившихся столбцов рукописи
"Благословения патриархов" (4Q252 ν 1—7):
1 ... не отойдет правитель (ΰ^ΰ) от племени (ϋ2Ί!?) Иуды. Пока Израиль
будет иметь господство,
2 [не будет] отсечен седящий на престоле Давидовом. Ибо
"законодатель" (ρρΠΕΠ, "гаммехокек") есть завет Царства,
3 [и ты]сячи Израилевы — это знамена. <пропуск>
Пока не придет Мессия праведности (ρ~ΤϋΠ ΓΡ'ί'ΰ), Отрасль (ΠΕϊ)
4 Давида. Ибо Ему и Его семени дан завет Царства Его людям на
вечные поколения, которые
5 Он соблюл [...] закон с людьми общины ("1П"), ибо
6 [...] это — собрание (ПСЗГ) людей [...]
Рукопись 4Q252 при комментарии на стих из книги Бытия 49:10
останавливается на используемом в нем слове "законодатель' (ρρΠΏΠ, "гаммехокек ),
встречающемся в тексте "Дамасского документа". Здесь "законодатель' в
полном соответсвии со смыслом мессианского стиха Быт. 49:10, также не
ассоциируется с Мессией, а является символом царства Израилева, продолжающегося
до момента пришествия Мессии. Затем завет царства, которым обладали цари
из рода Давидова, будет передан на вечные поколения Мессии и Его людям.
Немаловажно, что в "Благословениях патриархов" Мессия назван "Мессией
праведности" (ρΐϊΠ Π"'ΐ?ί2), сходно с использованным в "Дамасском документе"
именем Учащий праведности (ρΠϊΓί ГПТ). Различие лишь в том, что в CD
подчеркивается деятельная сторона — научение,24 а "Благословениях"
употребляется непосредственное наименование Мессии как Помазанника.
24 Использованное в "Дамасском документе" слово "учащий" (NTP) происходит от
глагола лт ("бросать", "кидать"); отсюда возможные значения "проливать воду, идти
дождю" или "учить", "наставлять", а Л"!1 может быть переведено как "ранний дождь".
136