γ πεϊ rrrr
β mom день отрасль Господа (ГПГГ ПСЦ, "цемах Ягве") явится β
красоте и чести, и плод земли — в величии и славе, для уцелевших
[сынов] Израиля.
Как объяснить, что вместо слова "росток" (ΓΏΪ, "цемах"), употреблявшегося
Иеремией, Захарией и, вероятно, самим Исайей в 4-ой главе, в 11-ой главе он
использует другие два слова, сходные по смыслу и означающие молодой побег и
уже более зрелую плодоносящую веточку (""!"!. "хотер" и ЧХЗ, "нецер")? — В
целях наилучшего выражения с помощью символических образов бывшего
ему Откровения, чтобы нарисовать в 11-ой главе яркую и впечатляющую картину
уничижения израильской государственности другими, более мощными империями
в момент прихода Мессии. Чтобы указать на то, что Мессия произойдет из
царского рода Давида, который потеряет свое влияние и будет похож на мертвое
дерево, не имеющее ни ствола, ни листвы, ни плодов... Символы отрасли и
зеленой ветви из 11-ой главы Исайи в той же степени относятся к Мессии,
что и символ ростка у других пророков и у Исайи в 4-й главе.
Подтверждение этой мысли имеется в замечательной рукописи Мертвого моря 4Q285,
условно называемой в разных изданиях "Мессианский лидер" или "Война Мессии".
5.3. Равнозначное употребление различных еврейских
слов "отрасль" по отношению к Мессии по рукописи 4Q285
"Мессианский лидер", свидетельствам таргума и Евангелия
Интересная деталь: из текста рукописи 4Q285 "Мессианский лидер" следует,
что иудеи Палестины I века до Р. X. включали в перикопу, повествующую об
Отрасли Иессеевой (Ис. 11:1—10) последние два стиха предыдущей главы
(10:33—34), в результате чего символизм Исайи для древних читателей был
вполне понятным.
Проанализируем 5-й фрагмент текста Кумрана 4Q285 "Мессианский лидер":
1 [...] Исайя пророк: "и посечет [чащу леса]
2 [железом, и Ливан от Всемогущего па]дет. И произойдет отрасль
("ΙϋΊΠ, "хотэр") от пня (JJTJ, "геза") Иессеева" [...]
3 [...] росток (ПСУ, "цемах") Давида и они войдут в суд с [...]
4 [...] и Князь собрания (ΓΠΙίΠ Ννί>], "наси гаэда") рост[ок ([п]^^,
"цем[ах]") Давида] убьет его [...]
3 [...] ранами. И священник [...] будет властвовать [...]
6 [··· у]бит[ый] Киттимами [...]
128