Заключение
Для анализа пророчеств о Христе в Ветхом Завете, проведенном в данной
работе, в качестве отправной точки послужила мессианская концепция книги
Исайи, отличающаяся наибольшей полнотой и завершенностью. В этой книге
Мессия представлен как по Божественному происхождению под именем Бога
крепкого, так и по человеческом}' рождению от Девы под образом отрока
Эммануила. Возвышенные и торжественные деяния Мессии изложены через символизм
возрастания и укрепления Отрасли из корня Иессеева. Уничижение, принятие
на Себя грехов человечества и принесение Себя в качестве жертвы повинности
Господу изложены в четырех песнях Слуги Ягве.
Новый материал, представленный рукописями Мертвого моря, позволил
решить две задачи. С одной стороны, было проанализировано, в каком варианте
представлены в библейских кумранских рукописях (и особенно в Великом свитке
книги Исайи) те пророчества Ветхого Завета о Христе, которые были известны
еще до кумранских открытий из традиционных источников: масоретского текста,
таргумов, Септуагинты и других древних переводов. Был выявлен ряд интересных
особенностей в мессианской концепции библейских текстов из Кумрана. Например,
указание текста Великого свитка на то, что имя младенцу Эммануилу объективно
нарекут узнающие о Нем людьми, а не субъективно только Его мать; написание
этого имени слитно, подчеркивающее, что оно является собственным именем
конкретной личности, а не абстрактной идеей присутствия Бога с Его народом;
подчеркнуто мессианский характер песен Слуги Ягве, особенно — четвертой,
достаточно оформленный вид идеи возвращения к жизни Мессии после
принесения Им Себя в жертву за грехи человеческие. Эти и многие другие детали
позволили лучше уяснить библейское учение о Христе в книге Исайи и его
истолкование в свете церковной традиции.
С другой стороны, исследование показало, какие из библейских пророчеств
Ветхого Завета о Христе пользовались популярностью у палестинских иудеев
периода с III века до Р. X. по I век по Р. X. и нашли отражение и дальнейшее
развитие в небиблейских рукописях Мертвого моря, а какие были отодвинуты
на второй план или вовсе забыты. Эта задача была решена путем анализа
небиблейских рукописей Мертвого моря.
Возможность привлечения кумранских рукописей для такого анализа
представилась не только в связи с публикацией в 1990-е годы 80 /о от общего числа
всех свитков, которые прежде были закрыты для широкого круга исследователей,
215