Глава 1. История исследований и важнейшие публикации
по свиткам Мертвого моря, мессианизму в
кумранских рукописях и в книге Исайи
Только в последнее время большинство ученых пришли к согласию, что
найденная в районе развалин Кумрана библиотека представляет собой набор
разнообразных текстов, возникших в различных религиозных кругах палестинских
иудеев. Поскольку данный тезис крайне важен для привлечения свитков Мертвого
моря к анализу мессианской концепции книги Исайи в межзаветный период1,
необходимо подробнее остановиться на истории исследований кумранских
манускриптов и развернувшейся вокруг них в XX веке жаркой научной полемике.
1.1. История открытия
В феврале или марте 1947 года (по иным источникам — еще в 1946
году) два юноши-бедуина из племени таамире, Мухаммед Эд-Диб и Омар, пасшие
стадо коз и овец в Иудейской пустыне в районе Вади Кумран (в двух километрах
западнее Мертвого моря и в 13 километрах южнее Иерихона), обнаружили в
одной из пещер свитки из старой кожи, завернутые в льняную ткань2. По версии
подростков, они наткнулись на эту пещеру случайно, проходя мимо в поисках
убежавшей козы. Желая узнать, не упала ли коза в пещеру, они бросили туда
камень и услышали звук разбивающейся посуды. В надежде, что это клад, они
забрались внутрь, но ничего там не нашли, кроме кожаных свитков. Впрочем,
такова версия событий в изложении самих бедуинов. Большинство ученых сейчас
считает ее неточной — предполагается, что бедуины целенаправленно осматривали
пещеры в поисках предметов старины3. Вначале юноши пытались нарезать из
1 Термины "межзаветный период" (intertestamental time) и "межзаветная литература"
(intertestamental literature) широко используются в работах западных исследователей.
При строгом понимании понятия "Завет" эти названия не вполне корректны (поскольку
между Ветхим и Новым Заветом нет разрыва во времени, более того — Новый, это
всего лишь качественно иной, преображенный Ветхий Завет, а не какой-либо второй
завет). Однако если принять, что упомянутые термины указывают на период времени
между написанием последних книг ветхозаветного и первых книг новозаветного канона,
то их можно использовать как синонимы понятий соответственно "поздний период
Второго храма" (III в. до Р. X. - I по Р. X.) и "литература этого периода".
2 История кумранских открытий детально описана в разных источниках. На рус. яз.
см., напр.: Шталь Г. Пещера у Мертвого моря. М., 1965; Амусин А. Д. Рукописи Мертвого
моря. М., 1961; Сорокин В., свящ. Рукописи Мертвого моря. Л., ЛДА, 1965 и др.
3 Camper F. Clear as Mud. The Dead Sea Scrolls according to Kenneth Mull, Norman
Golb, the Field Museum and a chorus of experts // The Reader's Guide, vol. 4, №27,
21.04.2000, p. 1.