Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
Глава 1. История исследований и важнейшие публикации
по свиткам Мертвого моря, мессианизму в
кумранских рукописях и в книге Исайи
Только в последнее время большинство ученых пришли к согласию, что
найденная в районе развалин Кумрана библиотека представляет собой набор
разнообразных текстов, возникших в различных религиозных кругах палестинских
иудеев. Поскольку данный тезис крайне важен для привлечения свитков Мертвого
моря к анализу мессианской концепции книги Исайи в межзаветный период1,
необходимо подробнее остановиться на истории исследований кумранских
манускриптов и развернувшейся вокруг них в XX веке жаркой научной полемике.
1.1. История открытия
В феврале или марте 1947 года (по иным источникам — еще в 1946
году) два юноши-бедуина из племени таамире, Мухаммед Эд-Диб и Омар, пасшие
стадо коз и овец в Иудейской пустыне в районе Вади Кумран (в двух километрах
западнее Мертвого моря и в 13 километрах южнее Иерихона), обнаружили в
одной из пещер свитки из старой кожи, завернутые в льняную ткань2. По версии
подростков, они наткнулись на эту пещеру случайно, проходя мимо в поисках
убежавшей козы. Желая узнать, не упала ли коза в пещеру, они бросили туда
камень и услышали звук разбивающейся посуды. В надежде, что это клад, они
забрались внутрь, но ничего там не нашли, кроме кожаных свитков. Впрочем,
такова версия событий в изложении самих бедуинов. Большинство ученых сейчас
считает ее неточной — предполагается, что бедуины целенаправленно осматривали
пещеры в поисках предметов старины3. Вначале юноши пытались нарезать из
1 Термины "межзаветный период" (intertestamental time) и "межзаветная литература"
(intertestamental literature) широко используются в работах западных исследователей.
При строгом понимании понятия "Завет" эти названия не вполне корректны (поскольку
между Ветхим и Новым Заветом нет разрыва во времени, более того — Новый, это
всего лишь качественно иной, преображенный Ветхий Завет, а не какой-либо второй
завет). Однако если принять, что упомянутые термины указывают на период времени
между написанием последних книг ветхозаветного и первых книг новозаветного канона,
то их можно использовать как синонимы понятий соответственно "поздний период
Второго храма" (III в. до Р. X. - I по Р. X.) и "литература этого периода".
2 История кумранских открытий детально описана в разных источниках. На рус. яз.
см., напр.: Шталь Г. Пещера у Мертвого моря. М., 1965; Амусин А. Д. Рукописи Мертвого
моря. М., 1961; Сорокин В., свящ. Рукописи Мертвого моря. Л., ЛДА, 1965 и др.
3 Camper F. Clear as Mud. The Dead Sea Scrolls according to Kenneth Mull, Norman
Golb, the Field Museum and a chorus of experts // The Reader's Guide, vol. 4, №27,
21.04.2000, p. 1.