бытия, участником которых будет Сам Мессия: Его вочеловечение и рождение
от Девы, великие дела Его земной жизни и славное воскресение. Наименование
Мессии с указанием на Его свойства имеются и в других местах Священного
Писания (Пс. 71:5, 7, 17, 88:37, Иер. 23:6, 33:15, 16, Зах. 6:12, Ис. 61:2, 62:4,
Иезек. 48:35). "Если, таким образом, имя Эммануил не есть чье-либо собственное
имя, но одно из наименований, относящихся к Мессии, то ясно, что пророк
этим возвещает, что некогда среди избранного народа родится от Девы Мессия
и явится Бог среди людей. <...> Таким образом, здесь Исайя, в сущности,
предвозвестил тоже самое, что евангелист Иоанн сказал уже о явившемся на земле
Богочеловеке: "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и
истины; и мы видели славу Его. славу, как Единородного от Отиа" (Ин. 1:14),
и что говорил об Иисусе из Назарета св. ап. Петр: "Бог Духом Святым и
силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех,
обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним" (Деян. 10:38)" — замечает
один из комментаторов8. Свт. Иоанн Златоуст так объясняет имя Эммануил:
"говоря о рождении, пророк нарицает и имя имеющему родиться — не то, которое
Ему будет дано, а то, которое сообразно с делами. Подобным же образом он
называет Иерусалим градом правды, хотя он и не назывался этим именем, но
ради великого изменения к лучшему и защите правды. Когда называет он Иерусалим
блудницей, это не означает, чтобы он имел это имя, но дает ему такое имя по
причине пребывания в сем грехе. Точно также и Христу дает он имя от дел. Ибо
когда Он явился на земле и жил с человеками, тогда он по преимуществу стал
с нами Бог. Ибо не ангел, не архангел был с нами, но Сам Господь, который
Сам сошел и воспринял на себя все дело исправления, когда беседовал с
блудницами, возлежал с мытарями, ходил в дома грешников — все просветил и
преобразовал. Это самое предвозвестил пророк в настоящее пророчестве"9.
В следующих после 7:14 двух стихах, в которых говорится об Эммануиле
(7:15—16), кумранский текст ничем не отличается от масоретской редакции.
4.1.3 Личные качества младенца Эммануила (Ис.9:6)
Приведенный выше разбор Ис. 7:14 представляет немалый интерес в связи
с исключительным по богословской глубине фрагментом книги пророка Исайи
в 6-ом стихе 9-й главы. В нем речь также идет о младенце, который уже не
описывается под именем Эммануил ("с нами Бог"), смысл которого может быть
понят различно, а прямо назван Богом, причем перечислены Его личные качества.
8 [Корсунский Η. Η.] Пророчества о Мессии..., с. 57.
9 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Исайю, 7,4. Цит. по: [Корсунский Η. Η.]
Пророчества о Мессии..., с. 59.
86