Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
времен будет знаменоваться падением их власти. Хотя такое понимание не
лишено вероятности, нельзя исключить принятое мной и восстановление Р. Эйзенма-
на и М. Уайза, которое хорошо согласуется с идеей библейских пророков о
характере мессианского царства. Поскольку выше уже было указано влияние на
данную арамейскую рукопись идей из книги пророка Даниила, в частности, того
эпизода, в котором истолковывается сон царя Навуходоносора, то нелишне
вспомнить содержание сна: царство Мессии, обозначенное под образом огромной горы,
наполнившей всю землю, придет на смену всем мировым империям, представленным
в образе истукана. Поэтому логично предположить, что и в арамейской рукописи
Мессия назван царем Ассирии и Египта в смысле смены мессианским царством
могущественных империй, представлявших основную опасность для Израильского
государства на протяжении долгого периода его истории.
7. Восстановление текста в этой строке напрямую зависит от понимания
предыдущей. Если там предполагалась смерть царя Ассирии и Египта, то, значит,
о сыне Божием пойдет отдельное повествование, поэтому Дж. Фицмайер
восстанавливает так: [Ν1ΓΠ "jbu Dip' "p"!N] ("[И тогда восстанет царь, и он
будет] велик"). Если же предыдущий стих понимать в мессианском смысле, то
в текущем стихе Р. Эйзенман и М. Уайз предлагают простую вставку-связку.
В любом случае, мессианская идея очевидна и подтверждается имеющимися б
Евангелии словами архангела Гавриила: как и в арамейской рукописи, говорится,
что Мессия "будет велик", и, также, как здесь Он назван Сыном Божиим,
согласно Евангелию, "наречется Сыном Всевышнего" (Лк. 1:32).
8. Дж. Фицмайер читает немного иначе, но смысл остается тем же: *?"]
N42OJ) Ί"Π2Ι?[4 HOD сЬш ("[и все народы] соделают [мир с Ним] и будут
служить [Ему]").
4Q521 "Мессия неба и земли" или
"Мессианский апокалипсис"
Фрагмент 1 столбец i
'[...] ... [...]
2 [... и ты] услышал [...]
3 и дело [...]
4 и в чем [ты] согрешил; [...]
5 и бояться [...]
6 пра[ведность] умножилась [...]
7 и восставший [...]
8 и любовь [...]
239