кого иудаизма"3. Поэтому в поздних раввинистических писаниях содержатся
отголоски далеко не всего спектра религиозных воазрений иудеев периода Второго
храма89. Развитие же традиции книжников (соферим) уже в период Второго
храма несколько отходило от первоначальных идей и воззрений Священного
Писания. Более подробно этот вопрос будет освещен в 4-ой главе при обсуждении
понятия "Сын Божий" в межзаветный период.
2.4. Методы толкования Священного Писания
в кумранской литературе и христианской традиции
Для сопоставительного рассмотрения толкования мессианских идей
ветхозаветных библейских книг в кумранских рукописях и традиции христианской
Церкви необходимо остановиться на возможных методах толкования книг
Священного Писания. Это позволит понять, где действительно имеется сходство
между рукописями Мертвого моря и новозаветной литературой, а где это сходство
только кажущееся, мнимое, тогда как на самом деле его нет вовсе.
Вначале имеет смысл обсудить второй вариант мнимого сходства между
свитками из Кумрана и литературой Нового Завета.
2.4.1 Метод аккомодации или континуального толкования пророчеств
в кумранских рукописях и христианстве
При толковании библейских, особенно пророческих, текстов, в ряде рукописей
Мертвого моря встречается подход, который в современной западной кумранисти-
ке получил название континуальное толкование. В западной литературе по
герменевтике ΧΊΧ—XX веков он назывался несколько иначе — метод
аккомодации, или механического приспособления текста Писания комментатором под
88 "Согласно поздним традициям и большинству современных исследований, тан-
наи являются прямыми наследниками фарисеев, — пишет Лоренц Шиффман — <...>
Иудаизм фарисеев возник в начале хасмонейского периода, около 150 года до н. э., и
существовал до разрушения Храма в 70 году н. э., когда на его место пришел иудаизм
таннаев". Таннаи отличались от фарисеев тем, что они имели более формальные
организации для изучения Торы (академии и школы) и утверждали, что их внебиблейские
традиции (многие из которых были унаследованы от фарисеев) являются частью устной
Торы, данной Богом Моисею на Синае (фарисеи рассматривали эти традиции всего
лишь как "традиции отцов"). См.: Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма
в эпоху Второго храма и период Мишны и Талмуда. Иер.-М., 2002, 276 стр., с. 170-171.
89 Как замечает Дж. Фицмайер, "даже в случае наиболее ранних раввинистических
писаний — Мишны и таннаитских мидрашей — приписывание каких-либо слов раввину,
который, возможно, жил в I веке по Р. X., не обязательно означает, что записанная в
таком виде традиция восходит к нему" (FitzmyerJ. A. The Dead Sea Scrolls and Christians
Origins, p. 10, note 24).
56