Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
кого иудаизма"3. Поэтому в поздних раввинистических писаниях содержатся
отголоски далеко не всего спектра религиозных воазрений иудеев периода Второго
храма89. Развитие же традиции книжников (соферим) уже в период Второго
храма несколько отходило от первоначальных идей и воззрений Священного
Писания. Более подробно этот вопрос будет освещен в 4-ой главе при обсуждении
понятия "Сын Божий" в межзаветный период.
2.4. Методы толкования Священного Писания
в кумранской литературе и христианской традиции
Для сопоставительного рассмотрения толкования мессианских идей
ветхозаветных библейских книг в кумранских рукописях и традиции христианской
Церкви необходимо остановиться на возможных методах толкования книг
Священного Писания. Это позволит понять, где действительно имеется сходство
между рукописями Мертвого моря и новозаветной литературой, а где это сходство
только кажущееся, мнимое, тогда как на самом деле его нет вовсе.
Вначале имеет смысл обсудить второй вариант мнимого сходства между
свитками из Кумрана и литературой Нового Завета.
2.4.1 Метод аккомодации или континуального толкования пророчеств
в кумранских рукописях и христианстве
При толковании библейских, особенно пророческих, текстов, в ряде рукописей
Мертвого моря встречается подход, который в современной западной кумранисти-
ке получил название континуальное толкование. В западной литературе по
герменевтике ΧΊΧ—XX веков он назывался несколько иначе — метод
аккомодации, или механического приспособления текста Писания комментатором под
88 "Согласно поздним традициям и большинству современных исследований, тан-
наи являются прямыми наследниками фарисеев, — пишет Лоренц Шиффман — <...>
Иудаизм фарисеев возник в начале хасмонейского периода, около 150 года до н. э., и
существовал до разрушения Храма в 70 году н. э., когда на его место пришел иудаизм
таннаев". Таннаи отличались от фарисеев тем, что они имели более формальные
организации для изучения Торы (академии и школы) и утверждали, что их внебиблейские
традиции (многие из которых были унаследованы от фарисеев) являются частью устной
Торы, данной Богом Моисею на Синае (фарисеи рассматривали эти традиции всего
лишь как "традиции отцов"). См.: Шиффман Л. От текста к традиции: история иудаизма
в эпоху Второго храма и период Мишны и Талмуда. Иер.-М., 2002, 276 стр., с. 170-171.
89 Как замечает Дж. Фицмайер, "даже в случае наиболее ранних раввинистических
писаний — Мишны и таннаитских мидрашей — приписывание каких-либо слов раввину,
который, возможно, жил в I веке по Р. X., не обязательно означает, что записанная в
таком виде традиция восходит к нему" (FitzmyerJ. A. The Dead Sea Scrolls and Christians
Origins, p. 10, note 24).
56