Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
рассмотрены также небиблейские кумранские рукописи, затрагивающие
мессианскую тематику.
Из примерно 700 восстановленных небиблейских текстов рукописей, слово
"мессия" (евр. ГР1ЙЗ, "машйах") встречается всего лишь в 17 из них12. Только 11
явным образом указывают на личность Мессии, еще в 4-х данное такое указание
кажется весьма вероятным13. В двух других рукописях14 это слово используется
в изначальном смысле и указывает всего лишь на факт помазания, а не на
личность Христа. Наряду с этим, в нескольких рукописях15 содержатся описания
личности Мессии без использования этого слова. Таким образом, количество
рукописей из Иудейской пустыни, которые могут быть привлечены для анализа
мессианских воззрений иудеев в межзаветный период, составляет всего 23 текста16.
3.5. Один или два Мессии в кумранских рукописях
Прежде, чем обратиться к рассмотрению конкретных черт мессианской
концепции книги Исайи и рукописей Мертвого моря, необходимо коснуться не
только интересного, но и важного вопроса: говорится ли в Кумранских документах
о грядущем пришествии одного Мессии, который будет нести несколько основных
служений (в частности — царя, первосвященника и пророка), или же в
манускриптах из Кумрана ожидается, что указанные виды служений будут нести две или
даже три разные личности (именуемые также "мессиями": соответственно,
"царский" и "священнический мессия", иногда сюда добавляют "пророческого мессию")?
Священное Писание Ветхого Завета с определенностью говорит о том, что
на одну личность Мессии будет возложено три вышеназванных служения, что и
исполнилось в Господе Иисусе Христе17. Как будет более подробно рассмотрено
ниже, в качестве одной из отличительных черт первосвященнического служения
Мессии Ветхий Завет, и, в частности, книга Исайи, указывают на страдания и
12 CD 2:12; 6:1; 12:23; 14:19; 19:10; 20:1; 1QS9:11; 1QSa 2:12, 14, 20; 1QM 1:7; 1Q30
1 2; 4Q252 1 ν 3; 4Q266 [Da] 10 i 12; 4Q267 [Db] 2 6; 4Q270 [Dc] 9 ii 14; 4Q287 10 13; 4Q375
1 i 9; 4Q376 1 i 1; 4Q377 2 ii 5; 4Q381 15 7; 4Q458 2 ii 6; 4Q521 2 ii + 4 1; 8 9; 9 3; 6Q15 [D]
3 4; 11QMel2:18.
13 4Q287, 4Q375, 4Q376, 4Q521.
14 4Q377, 4Q381.
15 4Q246, 4Q369, 4Q534.
16 В рассмотрении рукописей как мессианских и в исчислении их общего количества
я следую за Мартином Абеггом. См. его относительно небольшую, но ценную работу:
Abegg M. G. The Messiah at Qumran // Dead Sea Discoveries, 1995, June, Vol. 2, #2, pp. 125-
144, в частности, р. 143.
17 Подробно об этом см., напр.: Фишер Дж. Развитие концепции Мессии, http://
www.jb.rovno.ua/~dolton/articles/fisher_04.html.
75