рассмотрены также небиблейские кумранские рукописи, затрагивающие
мессианскую тематику.
Из примерно 700 восстановленных небиблейских текстов рукописей, слово
"мессия" (евр. ГР1ЙЗ, "машйах") встречается всего лишь в 17 из них12. Только 11
явным образом указывают на личность Мессии, еще в 4-х данное такое указание
кажется весьма вероятным13. В двух других рукописях14 это слово используется
в изначальном смысле и указывает всего лишь на факт помазания, а не на
личность Христа. Наряду с этим, в нескольких рукописях15 содержатся описания
личности Мессии без использования этого слова. Таким образом, количество
рукописей из Иудейской пустыни, которые могут быть привлечены для анализа
мессианских воззрений иудеев в межзаветный период, составляет всего 23 текста16.
3.5. Один или два Мессии в кумранских рукописях
Прежде, чем обратиться к рассмотрению конкретных черт мессианской
концепции книги Исайи и рукописей Мертвого моря, необходимо коснуться не
только интересного, но и важного вопроса: говорится ли в Кумранских документах
о грядущем пришествии одного Мессии, который будет нести несколько основных
служений (в частности — царя, первосвященника и пророка), или же в
манускриптах из Кумрана ожидается, что указанные виды служений будут нести две или
даже три разные личности (именуемые также "мессиями": соответственно,
"царский" и "священнический мессия", иногда сюда добавляют "пророческого мессию")?
Священное Писание Ветхого Завета с определенностью говорит о том, что
на одну личность Мессии будет возложено три вышеназванных служения, что и
исполнилось в Господе Иисусе Христе17. Как будет более подробно рассмотрено
ниже, в качестве одной из отличительных черт первосвященнического служения
Мессии Ветхий Завет, и, в частности, книга Исайи, указывают на страдания и
12 CD 2:12; 6:1; 12:23; 14:19; 19:10; 20:1; 1QS9:11; 1QSa 2:12, 14, 20; 1QM 1:7; 1Q30
1 2; 4Q252 1 ν 3; 4Q266 [Da] 10 i 12; 4Q267 [Db] 2 6; 4Q270 [Dc] 9 ii 14; 4Q287 10 13; 4Q375
1 i 9; 4Q376 1 i 1; 4Q377 2 ii 5; 4Q381 15 7; 4Q458 2 ii 6; 4Q521 2 ii + 4 1; 8 9; 9 3; 6Q15 [D]
3 4; 11QMel2:18.
13 4Q287, 4Q375, 4Q376, 4Q521.
14 4Q377, 4Q381.
15 4Q246, 4Q369, 4Q534.
16 В рассмотрении рукописей как мессианских и в исчислении их общего количества
я следую за Мартином Абеггом. См. его относительно небольшую, но ценную работу:
Abegg M. G. The Messiah at Qumran // Dead Sea Discoveries, 1995, June, Vol. 2, #2, pp. 125-
144, в частности, р. 143.
17 Подробно об этом см., напр.: Фишер Дж. Развитие концепции Мессии, http://
www.jb.rovno.ua/~dolton/articles/fisher_04.html.
75