Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
6.11.4 Прославление Слуги Ягве (Ис.53:8—12)
В стихах 53:8—12 Второисаия говорит о следствиях деяний Слуги Господня.
По замечанию И. А. Орфанитского, "эти следствия можно обозначить общим
именем воздаяния".134 Воздаяние за страдание заключается в том, что через
смерть Господь освобождает Слугу от излишних страданий, а Его тело удостоено
почетного погребения у богатого. Господь обещает Своему Слуге потомство,
среди которого Слуга вечно будет жить и руководить, в результате воля Ягве в
этом обществе будет совершаться успешно. Ягве вручит Своему Слуге судьбу
других людей, поскольку Слуга оправдает многих и понесет на Себе их грехи:
число верующих в Него будет многочисленно.
^tlii- ι— II
В Великом свитке Исайи нет разночтений относительно масоретского текста.
Синодальный перевод: "От уз и суда Он был взят: но род Его кто
изъяснит-* ибо Он отторгнут от земли живых: за преступления народа
Моего претерпел казнь (U32, "нега")'.
Буквальный перевод М. Д. Муретова: "От уз и суда взят Он, но род
Его кто возвестит? Ибо Он отторгнут от земли живых, ради беззакония
народа моего наказание (1j*j, "нега") [постигло] их (1еЬ, "ламо")".1"
Этот стих апостол Филипп разъяснил вельможе эфиопской царицы как
относящийся к Мессии, с чем вельможа и согласился (Деян. 8:32—35).
"От уз и суда Он был взят(Т<р^, "луках"); но род Его кто изъяснит? '
Мысль такова: "от притеснения и суда Он изъят — т.е. взят к Богу". Слово
^ι?1? ("лУках"), "был взят" употребляется преимущественно в тех случаях, когда
речь идет о взятии от "земли живых" — т. е. о смерти, но смерти праведников,
о переселении на небо (оно же используется при описании взятия к Богу Еноха
и Илии. Быт. 5:24; 4 Цар. 2:9—10). Смерть праведника, с библейской точки
зрения, само по себе прекрасная награда от Бога, ибо понимается как отшествие
туда, где судьба человека уже не зависит от жестокого произвола людей, а
находится в праведной деснице Божией.ь6
Но смертью в обычном смысле слова не оканчивается путь слуги Ягве. На
такую мысль наводит выражение пророка "род Его (ί""7!, "доро") кто
изъяснит?". Еврейское слово ~ПТ ("дор", иная форма записи: ~!~ ; происходит от ~!~~1,
"вращаться в кругу времени или пространства") имеет два основных значения:
155
156
Орфанитский И. А. Пророчество Исайи..., с. 657.
Mypemoe M. Д. Раб Божий, с. 367.
Орфанитский И. А. Пророчество Исайи..., с. 659.
206