Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
53:12 πίι?γι -rax ηπη ЬЬш ρ^ιτ Γΰ^ΐτηχ] сач:;
Синодальный перевод: "Посему Я дам Ему часть между великими, и с
сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и
к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех (Х£?П, "хетэ")
многих и за преступников сделался ходатаем".
В Великом свитке Исайи текст находится в 20—22 строках 44-го столбца
и имеет смысловое разночтение в последних двух словах 22-ой строки: вместо
масоретской фразы в конце стиха УЭЕ* СУГй1?1] ("вэлапошеим йафэггиа", "и
соделаст ходатайство за преступников") кумранский свиток дает чтение
;ШьГ ПГЗГТУИЭ'П ("и Он будет ходатайствовать за их преступления" 1/9).
В тексте этого стиха использовано третье еврейское слово, означающее
"грех": Χ!ίΠ ("хетэ"). Оно ближе всего по этимологии к греческом}· слову κμκρτια,
употребляемому в переводах для обозначения понятия греха, поскольку происходит
от глагола ХЕрП ("хата'. "ошибаться, упускать, согрешать"). Возможно, Второисаия
использовал в четвертой песни все три слова, чтобы подчеркнуть, что Мессия
освободит уверовавших в Него от всех видов греха.
В Ис. 53:10—12 пророк ясно говорит, что Мессия принесет Себя в жертву
повинности, и через это понесет грехи многих и будет ходатайствовать пред
Господом о прощении преступлений. Из небиблейских кумранских манускриптов
схожие идеи встречаются в рукописи 11Q13 "Небесный князь Мелхиседек",
где под образом Мелхиседека прообразовательно выведена личность Мессии
(см. выше, §5.10). В рукописи толкуется текст из Ис. 61:1 и сказано, что
Мессия "провозгласит освобождение" пленников, находящихся в плену греха, что
ясно из следующей фразы: ''чтобы освободить их [от долгов] всех их беззаконий"
(11Q13 ϋ 5—6). В результате можно утверждать, что составляющая важное Ί
звено в мессианской концепции книги Исайи идея освобождения Спасителем
человечества от грехов составляла предмет размышлений иудеев периода позднего
Второго храма, хотя и находилась на втором плане по отношению к идеям
внешнего могущества и превосходства Мессии и необычных свойств Его Царства.
6.11.7 Четвертая песнь Слуги в христианской традиции
В христианской Церкви четвертая песнь всегда понималась как буквальное
пророчество о Мессии. В Евангелиях имеется свидетельство, что еще в самом
начале общественного служения Иисуса из Назарета Иоанн Креститель говорил
о Нем, используя символ из четвертой песни Слуги Ягве книги Исайи: "Вот
агнец Божий, берущий грехи мира" (Ин. 1:29). Сам Господь Иисус Христос
179 Пер. Ф.П. Миллера (Miller F. P. The Great Isaiah Scroll. Col. XLIV, там же).
213