53:12 πίι?γι -rax ηπη ЬЬш ρ^ιτ Γΰ^ΐτηχ] сач:;
Синодальный перевод: "Посему Я дам Ему часть между великими, и с
сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и
к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех (Х£?П, "хетэ")
многих и за преступников сделался ходатаем".
В Великом свитке Исайи текст находится в 20—22 строках 44-го столбца
и имеет смысловое разночтение в последних двух словах 22-ой строки: вместо
масоретской фразы в конце стиха УЭЕ* СУГй1?1] ("вэлапошеим йафэггиа", "и
соделаст ходатайство за преступников") кумранский свиток дает чтение
;ШьГ ПГЗГТУИЭ'П ("и Он будет ходатайствовать за их преступления" 1/9).
В тексте этого стиха использовано третье еврейское слово, означающее
"грех": Χ!ίΠ ("хетэ"). Оно ближе всего по этимологии к греческом}· слову κμκρτια,
употребляемому в переводах для обозначения понятия греха, поскольку происходит
от глагола ХЕрП ("хата'. "ошибаться, упускать, согрешать"). Возможно, Второисаия
использовал в четвертой песни все три слова, чтобы подчеркнуть, что Мессия
освободит уверовавших в Него от всех видов греха.
В Ис. 53:10—12 пророк ясно говорит, что Мессия принесет Себя в жертву
повинности, и через это понесет грехи многих и будет ходатайствовать пред
Господом о прощении преступлений. Из небиблейских кумранских манускриптов
схожие идеи встречаются в рукописи 11Q13 "Небесный князь Мелхиседек",
где под образом Мелхиседека прообразовательно выведена личность Мессии
(см. выше, §5.10). В рукописи толкуется текст из Ис. 61:1 и сказано, что
Мессия "провозгласит освобождение" пленников, находящихся в плену греха, что
ясно из следующей фразы: ''чтобы освободить их [от долгов] всех их беззаконий"
(11Q13 ϋ 5—6). В результате можно утверждать, что составляющая важное Ί
звено в мессианской концепции книги Исайи идея освобождения Спасителем
человечества от грехов составляла предмет размышлений иудеев периода позднего
Второго храма, хотя и находилась на втором плане по отношению к идеям
внешнего могущества и превосходства Мессии и необычных свойств Его Царства.
6.11.7 Четвертая песнь Слуги в христианской традиции
В христианской Церкви четвертая песнь всегда понималась как буквальное
пророчество о Мессии. В Евангелиях имеется свидетельство, что еще в самом
начале общественного служения Иисуса из Назарета Иоанн Креститель говорил
о Нем, используя символ из четвертой песни Слуги Ягве книги Исайи: "Вот
агнец Божий, берущий грехи мира" (Ин. 1:29). Сам Господь Иисус Христос
179 Пер. Ф.П. Миллера (Miller F. P. The Great Isaiah Scroll. Col. XLIV, там же).
213