Предположение И. Хиршфельда было критически встречено учеными:
оппоненты возражали, что ячейки скорее могли служить для хранения сосудов с
сельскохозяйственной продукцией, нежели для обитания отшельников72. Остается
лишь удивлятьсся, почему многие ученые-скептики не желают признать
сельскохозяйственный характер у аналогичных кумранских строений.
В задачу данной работы не входит подробное рассмотрение вопроса о
предполагаемых местах поселения ессеев. Сам факт горячего обсуждения этой
проблемы показывает, что многие исследователи мыслят указанное Плинием
поселение ессеев не в Кумране, а в какой-то другой точке Палестины.
2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей
2.2.1 Происхождение свитков Мертвого моря
в свете новых гипотез идентификации Кумрана
Выше было отмечено, что разрешение вопросов о проживании в Кумране
религиозной общины и ее отождествления с ессеями не имеет принципиального
значения ни для данной работы, ни для многих других исследований,
анализирующих мировоззрение палестинских иудеев на материале рукописей Мертвого
моря. Это справедливо, поскольку вне зависимости от решения указанных вопросов
среди найденных в кумранских пещерах религиозных манускриптов
наряду с текстами, носящими сектантский характер, имеется немало
небиблейских рукописей, которые не содержат сектантских мотивов н могут
рассматриваться как произведения, возникшие и имевшие хождение в широких
кругах палестинского иудейства с III в. до Р.Х. до начала I в. по Р. X.
В случае, если кумранская община существовала, наличие в ее библиотеке
несектантских рукописей вполне объясняется тем, что они были покупаемы и
привозимы в Кумран из других мест Палестины73 (в любом случае, самые ранние
рукописи датируются примерно 250 годом до Р. X., а поселение в Кумране
возникло на 100 лет позже).
Если Кумран не был религиозным поселением, значит, в близлежащих пещерах
были найдены фонды какой-то религиозной библиотеки, спрятанной там после
начала антиримского воссатния в условиях вторжения римских войск в Палестину
и осады ими Иерусалима. Библиотека была эвакуирована с места своего обычного
расположения, причем религиозные отделы были отвезены в район Кумрана. В
ней изначально содержались произведения различных иудейских религиозных
организаций и движений Палестины за нескольких предшествующих веков74.
72 Там же.
73 Такого взгляда на происхождение рукописей придерживается Дж. Коллинз
(J. J. Collins). См. выше, а также его работу The Scepter and the Star, p. 8.
74 H. Голб доказывает, что это была библиотека Иерусалимского храма.
50