Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
Предположение И. Хиршфельда было критически встречено учеными:
оппоненты возражали, что ячейки скорее могли служить для хранения сосудов с
сельскохозяйственной продукцией, нежели для обитания отшельников72. Остается
лишь удивлятьсся, почему многие ученые-скептики не желают признать
сельскохозяйственный характер у аналогичных кумранских строений.
В задачу данной работы не входит подробное рассмотрение вопроса о
предполагаемых местах поселения ессеев. Сам факт горячего обсуждения этой
проблемы показывает, что многие исследователи мыслят указанное Плинием
поселение ессеев не в Кумране, а в какой-то другой точке Палестины.
2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей
2.2.1 Происхождение свитков Мертвого моря
в свете новых гипотез идентификации Кумрана
Выше было отмечено, что разрешение вопросов о проживании в Кумране
религиозной общины и ее отождествления с ессеями не имеет принципиального
значения ни для данной работы, ни для многих других исследований,
анализирующих мировоззрение палестинских иудеев на материале рукописей Мертвого
моря. Это справедливо, поскольку вне зависимости от решения указанных вопросов
среди найденных в кумранских пещерах религиозных манускриптов
наряду с текстами, носящими сектантский характер, имеется немало
небиблейских рукописей, которые не содержат сектантских мотивов н могут
рассматриваться как произведения, возникшие и имевшие хождение в широких
кругах палестинского иудейства с III в. до Р.Х. до начала I в. по Р. X.
В случае, если кумранская община существовала, наличие в ее библиотеке
несектантских рукописей вполне объясняется тем, что они были покупаемы и
привозимы в Кумран из других мест Палестины73 (в любом случае, самые ранние
рукописи датируются примерно 250 годом до Р. X., а поселение в Кумране
возникло на 100 лет позже).
Если Кумран не был религиозным поселением, значит, в близлежащих пещерах
были найдены фонды какой-то религиозной библиотеки, спрятанной там после
начала антиримского воссатния в условиях вторжения римских войск в Палестину
и осады ими Иерусалима. Библиотека была эвакуирована с места своего обычного
расположения, причем религиозные отделы были отвезены в район Кумрана. В
ней изначально содержались произведения различных иудейских религиозных
организаций и движений Палестины за нескольких предшествующих веков74.
72 Там же.
73 Такого взгляда на происхождение рукописей придерживается Дж. Коллинз
(J. J. Collins). См. выше, а также его работу The Scepter and the Star, p. 8.
74 H. Голб доказывает, что это была библиотека Иерусалимского храма.
50