6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги
и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536
Первая песнь Слуги замечательна еще тем, что Мессия назван избранником
(ТПЗ, "бахир") Божиим. В ветхозаветном представлении идеи избранничества
и Завета были связаны с идеей служения, о чем писал Курт Аиндхаген (Curt
Linrlhagen).41 Это нашло отражение в кумранской рукописи 4Q534,
опубликованной впервые в 1964 году М. Дж. Старки (М. J. Starcky) и названной им
"Мессианский арамейский текст из 4 пещеры" (4QMess ar).
Ыет причин, по которым этот и связанный с ним текст 4Q536 могли быть
отнесены к сектантским. Похожее выражение "избранник Божий" употребляется
в сектантских рукописях "Комментарий на Аввакума" (х 13) и "Свиток войны"
(xii 5) по отношению к членам сектантской ассоциации, однако в рассматриваемых
свитках 4Q534 и 4Q536 оно стоит в совершенно другом контексте и прилагается
к конкретной личности Избранника, Который являет тайны Божий окружающим.
Поскольку выражение имеет библейское происхождение и у Исайи отнесено к
Слуге Ягве, можно предположить, что, как сектантские рукописи, так и свитки
4Q334 и 4Q536 независимо друг от друга используют заимствованное из
Писания выражение "избранник Божий" в своем индивидуальном контексте и
в своих конкретных целях.
После публикации первой части "Мессианского арамейского текста" ученые
предположили, что речь идет о Мессии. Позже многие изменили свои взгляды
под влиянием идеи Дж. Фицмайера (J. A. Fitzmyer) о том,42 будто данная
рукопись содержит утерянный текст Книги Еноха, причем "избранник Божий" в
ней и есть Енох.
В настоящее время, как пишут М. Уайз, М. Абегг и Э. Кук, ''после полного
доступа ко всем неопубликованным свиткам, ясно, что изначальный импульс
исследований был правильным: "избранник" есть некий мессия, если не конкретный
Мессия. Очень важны параллели со свитком 4Q541, последней частью "Слов
Аевия". Там пророчество о могущественном священнике, который восстанет
и "явит скрытые тайны" и чье учение "подобно воле Божией", что очень похоже
на "избранника Божия" данного текста, который "явит тайны как Всевышний"
(4Q536 i 8) и чья "премудрость придет ко всем людям" (4Q534 i I, 8)".43
41 Lindhagen С. The Servant Motif in the Old Testament. Uppsala, 1950, pp. 82-106.
См. об этом также: Lennox R. The Servant of Yahweh..., p. 316.
42 См.: Fitzmyer J. A. Essays on the Semitic Background of the New Testament. London,
1971, p. 127-160.
43 Wise M., Abegg M., Cook E. The Dead Sea Scrolls: A New Translation. [San Francisco,
1999], p. 428.
166