Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря

Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. -СПб.: Аксион эстин, 2004

В книге преподавателя Московской духовной академии, кандидата богословия священника Димитрия Юревича освещен широкий круг вопросов, связанных с изучением рукописей Мертвого моря. Изложена история открытия и исследований кумранских рукописей в XX веке в России и за рубежом; приведены и критически проанализированы основные гипотезы идентификации поселения Кумран и происхождения свитков. Рассмотрены методы толкования Священного Писания и особенности пророчеств о Христе в библейских рукописях Мертвого моря. На материале большого количества небиблейских свитков, найденных в районе Кумрана и опубликованных на Западе в 1991-92 годах, показано, какие из ветхозаветных библейских пророчеств о Мессии нашли отражение в иудейской литературе периода III-I веков до Р. X.

2004

Содержание

Введение

Глава 1. История исследований и важнейшие публикации по свиткам Мертвого моря, мессианизму в кумранских рукописях и в книге Исайи

Глава 2. Методология использования рукописей Мертвого моря для изучения Священного Писания

2.1. Проблема идентификации развалин Кумрана

2.2. Внутренние свидетельства кумранских рукописей

2.3. Преимущество рукописей Мертвого моря перед более поздними раввинистическими произведениями при изучении Священного Писания

2.4. Методы толкования Священного Писания в кумранской литературе и христианской традиции

Глава 3. Мессианизм в книгах Ветхого Завета и в рукописях Мертвого моря

Глава 4. Эммануил: воплотившийся Сын Божий

4.1. Свидетельство Великого свитка Исайи (lQIsa)

4.2. Употребление выражения «Сын Божий» в Священном Писании Ветхого Завета и на древнем Востоке

4.3. Кумранская рукопись «Сын Божий» (4Q246)

4.4. Выражение «Сын Божий» в иудейской межзаветной литературе, в греко-римском мире и в Новом Завете

4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246

4.6. Богосыновство Мессии в Уставе собрания (lQ28a), таргуме Ионафана и апокрифах

4.7. Перворожденный Сын Божий в кумранской рукописи «Молитва Еноха» (4Q369)

4.8. «Сын Божий» как Мессия в кумранской рукописи 4Q246 .

Глава 5. Деяния Отрасли от корня Иессеева

5.1. Личность и деяния Мессии

5.2. Отрасль из корня Иессеева (Ис. 10:33-11:10)

5.3. Равнозначное употребление различных еврейских слов «отрасль» по отношению к Мессии по рукописи 4Q285 «Мессианский лидер», свидетельствам таргума и Евангелия

5.4. Приход Предтечи перед пришествием Отрасли Давида по рукописям «Антология мессианско-эсхатологических текстов» (4Q174) и «Дамасский документ» (CD)

5.5. Отрасль Давида в рукописи 4Q252 «Благословения патриархов»

5.6. Деяния Отрасли Иессеевой

5.7. Мессия как пророк, царь, священник и судия в кумранской рукописи 4Q175 «Мессианский сборник»

5.8. Мессианский мир по Ис. 11:6-10

5.9. Царствование Мессии по кумранским рукописям ....

5.10.Священническое служение Мессии по рукописи «Небесный князь Мелхиседек» (11013)

Глава 6. Слуга Господень: уничиженный и прославленный

6.1. Песни Слуги Господня в книге Исайи

6.2. Идентификация личности Слуги Господня

6.3. Первая песнь Слуги Господня, первая часть (Ис. 42:1—4)

6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536

6.5. Ис. 51:4—6 — песнь Слуги Господня согласно Великому свитку Исайи

6.6. Добавление к 1-ой песни Слуги (Ис. 42:5—7) по lQIsa

6.7. Кумранская рукопись 4Q521 «Мессия неба и земли» и деяния Мессии

6.8. Универсальность царства и деятельности Мессии согласно рукописи 4Q521 и книге Исайи (2:2-4)

6.9. Вторая песнь Слуги Ягве (Ис. 49:1—6) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.10. Третья песнь Слуги Господня (Ис. 50:4—11) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

6.11.Четвертая песнь Слуги Господня (Ис. 52:13—53:12) по масоретскому тексту и Великому свитку Исайи

Заключение

Список обозначений и сокращений

Условные обозначения

Транслитерация древнееврейских слов

Сокращения

Библиография

Источники

Святоотеческие творения

Современная литература

Приложение 1. Греческий перевод Ветхого Завета Семидесяти толковников в свете библейских рукописей Мертвого моря

Приложение 2. Переводы текстов кумранских рукописей мессианского содержания

Список иллюстраций

OCR
6.4. Мессия как избранник Божий в первой песни Слуги
и в кумранских рукописях 4Q534 и 4Q536
Первая песнь Слуги замечательна еще тем, что Мессия назван избранником
(ТПЗ, "бахир") Божиим. В ветхозаветном представлении идеи избранничества
и Завета были связаны с идеей служения, о чем писал Курт Аиндхаген (Curt
Linrlhagen).41 Это нашло отражение в кумранской рукописи 4Q534,
опубликованной впервые в 1964 году М. Дж. Старки (М. J. Starcky) и названной им
"Мессианский арамейский текст из 4 пещеры" (4QMess ar).
Ыет причин, по которым этот и связанный с ним текст 4Q536 могли быть
отнесены к сектантским. Похожее выражение "избранник Божий" употребляется
в сектантских рукописях "Комментарий на Аввакума" (х 13) и "Свиток войны"
(xii 5) по отношению к членам сектантской ассоциации, однако в рассматриваемых
свитках 4Q534 и 4Q536 оно стоит в совершенно другом контексте и прилагается
к конкретной личности Избранника, Который являет тайны Божий окружающим.
Поскольку выражение имеет библейское происхождение и у Исайи отнесено к
Слуге Ягве, можно предположить, что, как сектантские рукописи, так и свитки
4Q334 и 4Q536 независимо друг от друга используют заимствованное из
Писания выражение "избранник Божий" в своем индивидуальном контексте и
в своих конкретных целях.
После публикации первой части "Мессианского арамейского текста" ученые
предположили, что речь идет о Мессии. Позже многие изменили свои взгляды
под влиянием идеи Дж. Фицмайера (J. A. Fitzmyer) о том,42 будто данная
рукопись содержит утерянный текст Книги Еноха, причем "избранник Божий" в
ней и есть Енох.
В настоящее время, как пишут М. Уайз, М. Абегг и Э. Кук, ''после полного
доступа ко всем неопубликованным свиткам, ясно, что изначальный импульс
исследований был правильным: "избранник" есть некий мессия, если не конкретный
Мессия. Очень важны параллели со свитком 4Q541, последней частью "Слов
Аевия". Там пророчество о могущественном священнике, который восстанет
и "явит скрытые тайны" и чье учение "подобно воле Божией", что очень похоже
на "избранника Божия" данного текста, который "явит тайны как Всевышний"
(4Q536 i 8) и чья "премудрость придет ко всем людям" (4Q534 i I, 8)".43
41 Lindhagen С. The Servant Motif in the Old Testament. Uppsala, 1950, pp. 82-106.
См. об этом также: Lennox R. The Servant of Yahweh..., p. 316.
42 См.: Fitzmyer J. A. Essays on the Semitic Background of the New Testament. London,
1971, p. 127-160.
43 Wise M., Abegg M., Cook E. The Dead Sea Scrolls: A New Translation. [San Francisco,
1999], p. 428.
166