ществовало в Церкви это буквалисгическое направление древних аккомодатистов:
оно подавлено было господствовавшим в Церкви направлением, а постановлениями
V Вселенского Собора даже и окончательно было лишено права гражданства"*.
Подобного рода идеи вновь возникают в конце средней и в начале новой
европейской истории, когда под влиянием испанских ученых раввинов началась
разработка оригинального ветхозаветного текста, взятого самого по себе, в отрыве
от его новозаветного и церковного понимания, что приобрело большой размах
после возникновения протестантизма с его установкой личностного понимания
Писания. Основным методом этих исследований ветхозаветного текста был
буквальный, он, к сожалению, нередко переходил в буквалистический. Именно
ученые-буквалисты провозгласили, что Ветхий Завет не говорит о событиях
Нового, что он должен объясняться независимо от его новозаветного толкования,
исключительно сам из себя — по грамматическому, буквальному толкованию его
мест в контексте. С другой стороны, для объяснения отвергаемого ими
новозаветного толкования Ветхого Завета как искусственного была разработана целая
теория аккомодации, популярная на Западе в XVIII—XIX веках и до сих пор
не утратившая окончательно своего влияния9'.
2.4.2 Базисные предпосылки новозаветного толкования
Священного Писания Ветхого Завета
Как пишет профессор Московской духовной академии И. Н. Корсунский,
односторонность аккомодатистов в понимании идеи толкования отражается
и в односторонности суждения о новозаветном толковании, которое именно и
зиждется на углублении в тайны духа ветхозаветного Писания"9^.
Раскрывая подробнее отличие буквалистического подхода от христианского, ученый
говорит: "Преследуя букву Писания, <...> [буквалистическое] направление не
внемлет духу, проникающем}·', оживляющему его. Как тело без духа мертво, так и
буква Писания без оживотворяющего ее духа не только мертва сама, но и
мертвит: "буква убивает, а дух животворит" (2 Кор. 3:6). И если для полной
оценки обыкновенного писания человеческого, как произведения духа того или
иного человека-писателя, недостаточно бывает обращать внимание лишь на
внешнюю сторону и на общие требования от сочинения, а нужно войти в дух его, и,
уразумев сокровеннейшие мотивы писания, судить о частностях — то тем более
это должно быть руководственным началом при истолковании Священного
Писания как произведения Духа Божественного"99.
96 Корсунский И. Н. Новозаветное толкование..., с. 12.
97 Подробнее об этом см.: Корсунский И. Н. Новозаветное толкование..., с. 12.
98 Там же, с. 14.
"Там же, с. 13.
60