190
БЕСЪДА
XVII.
2бб Сльтшастс, яко рѳчѳно б ы с т ь дровнимъ: н ѳ п р е л ю б ы
с о т в о р и ш и . А а ъ ж е глаголю вамъ: я в о всявъ, и ж е в о з ѳ р и т ъ н а ж е н у , ко е ж ѳ в о ж д е л ѣ т и ѳ я , у ж е л ю б о д ѣ й ствова с ъ н ѳ ю в ъ с ѳ р д ц ѣ своомъ (ѵ, 27, 28).
1. Раскрывъ во всей полнотѣ первую заповѣдь и возведшп
се къ высшему началу духовной жизпи, Спаситель, въ порядкѣ
постепенности, переходитъ затѣмъ и ко второй заповѣди, слѣдуя
и въ этомъ случаѣ порядку заповѣдей древняго закопа. Но,
быть можетъ, кто скажетъ, что это не вторая, а третья заповѣдь.
Да и самая заповѣдь—пе убій не есть первая. Первая заповѣдь—
Господь Богъ твой, Господъ единъ естъ. Въ виду этого мояшо спроСІІТЬ: почему Спаситель началъ Свое ученіе не съ этой запоповѣди? Итакъ почему же? Потому, что если бы началъ съ первой заповѣди, Ему надлежало бы ее раскрыть съ болыпею полнотою, а слѣдовательно пришлось бы говорить и ο Себѣ самомъ.
Меясду тѣмъ предлагать подробное учепіе ο Себѣ самомъ было
ещѳ не время. Кромѣ того, до извѣстнаго времени Онъ предлагалъ только нравственное ученіе, желая и Своими наставленіяіш,
и Своими чудесами напередъ убѣдить слушателей, что Опъ есть
Сынъ Божій. Въ противномъ случаѣ; если бы Онъ прсжде, чѣмъ
преподать нравственное ученіе и совершить чудеса, сказалъ: „вы
слышали, что сказано было древнимъ: Я Господь Богъ твой, и
кромѣ Меня нѣтъ другого Бога; а Я говорю вамъ, что и Мнѣ должпы
воздавать такое ясе поклонепіе, какъ Ему , то Опъ всѣхъ бы заставилъ только смотрѣть на Себя, какъ на бѣснующагося. Если и
послѣ Его проповѣди и многихъ знаменій, называлп Его бѣснующимся, когда Онъ говорилъ ο Своемъ богоравенствѣ даясе прикровенно, то чего бы не сказали, чего бы нѳ выдумали, еслибы Онъ въ
самомъ началѣ рѣпшлся сказать что-либо ο Себѣ самомъ, какъ ο
Богѣ? Между тѣмъ, сохранивъ ученіе ο божествѣ Своемъ до
удобнаго времеяи, Онъ тѣмъ самымъ для многихъ сдѣлалъ это
ученіе удобопріемлемымъ. Вотъ почему Спаситель теперь и умолчалъ ο немъ. Онъ сперва расположилъ къ нему слушателей знаменіями и высочайшимъ нравственнымъ ученіемъ, а потомъ уже
и на словахъ открыто выразилъ его. Итакъ, теперь Онъ открываетъ его мало-по-малу—совершеніемъ знаменій и самымъ образомъ ученія. Предписывая заповѣди и восполняя законъ съ божественною властію, Опъ тѣмъ самымъ постепѳнно возводилъ
внимательнаго и благоразумнаго слушателя и къ уразумѣнію
догмата ο божествѣ Своемъ. Евангелистъ говоритъ, что слушаа
1