ТОМ I Глава //. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ
8. ПЕЧАТНОЕ ДЕЛО
В Московской Руси книгопечатание началось значительно позже, чем на
западе Европы, и даже почти что на полстолетие позже, чем в русских областях
Польши и Литвы, на которых не отразились ни татарское иго, ни польская
культурная блокада, которой подверглись восточнорусские области. Первые русские
печатные книги, вышедшие из типографии неизвестного печатника, были
изданы в Москве около 1550 года. С 1553 года началась работа печатных мастеров
Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которая, однако, прервалась на несколько
лет51. Хотя в 1558 году издание книг снова было восстановлено, тем не менее за
весь XVI век в Москве было напечатано всего лишь 16 разных изданий книг,
причем все они были богослужебные. В начале следующего века благодаря
событиям Смуты книгопечатание почти совсем приостановилось, и за два первых
десятилетия XVII столетия, с 1601 по 1620 год, вышли только 23 издания тоже
исключительно богослужебных книг. После возвращения патриарха Филарета из
польского плена издательская деятельность, взятая теперь правительством в свои
руки и преимущественно проводившаяся Печатным Двором, оживляется. В
последующее десятилетие ( 1621—1630) в Москве выходят уже 45 разных
богослужебных и богословских книг, то есть почти в два раза больше, чем за годы 1601—1620.
Два последних года патриаршества Филарета (1631 — 1632) и восемь лет
руководства церковью его преемником патриархом Иоасафом I, которые совпали
с началом реформационного движения Неронова, стали десятилетием расцвета
печатного дела в Москве. За эти десять лет число изданных книг увеличивается
в полтора раза по сравнению с соответствующим предыдущим периодом, причем
среди этих книг, а их было издано 71 за эти десять лет, впервые выходят из печати
произведения русского литургического творчества — службы русским святым52.
Из этих сухих статистических данных видно, что не только провинциальные
священники во главе с Иваном Нероновым, но и сам патриарх и его
сотрудники по Печатному Двору прилагали серьезные усилия, чтобы поднять культурное
состояние церкви и улучшить ее богослужение.
Так как два наиболее важных сотрудника Печатного Двора — священник Иван
Наседка и монах Арсений Глухой — были так же, как и Неронов, учениками и
друзьями в то время уже покойного архимандрита Дионисия, то можно предполагать,
что их работа была проявлением тех же настроений, которые охватывали
самого Неронова. Вполне вероятно, что действия справщиков и администраторов
Печатного Двора и их провинциальных друзей, проводивших проповедь
духовного возрождения, были согласованы и организационно. С 1640 года отец Иван
Наседка становится постоянным справщиком, в то время как Арсений, видимо,
ввиду его очень преклонного возраста, уходит от работы Печатного Двора.
Сотрудниками и помощниками Наседки в 1640-х годах были протопоп Михаил Рогов,
Шестак Мартемьянов, Захарий Афанасьев и инок Савватий53. По крайней мере
о двух из них — отце Михаиле Рогове и Ш. Мартемьянове, а также и о самом На-
51 Зернова A.C. Указ. соч. С. 11 — 14.
52 Там же. С. 50 (№ 136).
53 Николаевский Л.Ф. Московский печатный двор. // Христианское чтение. 1890. Т. II. С. 457;
Голубцов А.П. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины
Михайловны. М., 1908. С. 116, 124; Pascal P. Op. cit. P. 65.
96