Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

2009

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава IL НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ
Тогда же патриарх Филарет отправляет в этот монастырь грамоту, в которой
излагает и объясняет проступки протопопа Неронова. Видно, что глава русской
церкви не сочувствовал прямой, искренней и часто резкой проповеди Иоанна и
его осуждению безнравственного духовенства и боярства. Патриарх просит
игумена, чтобы он следил за Иоанном, чтобы тот "людей своим безумным учением
не учил". Далее патриарх запрещает допускать Неронова к причастию и
объясняет свое наказание тем, что Иван был сослан "за гордость и высокую
[высокомерную] мысль": "Во иступлении ума бысть, и ныне не в совершенном разуме.
И в людех многою смуту чинил, а людей учил без нашего благословения, и
священников лаял и еретиками называл от своего безумства"37.
Тот факт, что даже такой строгий и просвещенный иерарх, как царский отец
и "великий государь" патриарх Филарет, осуждал Неронова за его "безумную"
проповедь, лучше всего говорит о том, в каких трудных условиях приходилось
работать "отцу русской реформации" и насколько упорна была оппозиция его
проповеди среди его же собратьев по духовенству. Но, видимо, и среди рядового
духовенства, и при дворе были и другие люди, которые отлично понимали все
значение героического подвига нижегородского священника, так как вскоре после
смерти Филарета, последовавшей в конце 1633 года, Неронова освобождают, и он
возвращается в Нижний Новгород. Там на этот раз его проповедь имеет еще
более значительный успех и превращается в общерусское дело.
7. ПРОТОПОПЫ ВЫСТУПАЮТ
После своего освобождения из первой ссылки Неронов выступает в Нижнем
Новгороде уже окруженный значительным числом учеников38, а город начинает
под его влиянием жить более благочестивой жизнью, следуя примеру его
самого и его последователей из числа духовенства и мирян. "Начати быти тишина и
неблазненное [т. е. благочинное] житие в граде Нижнем", — отмечает его биограф39.
Авторитет бывшего ученика Дионисия так растет, что в середине 1630-х годов
объединившаяся вокруг него и, видимо, влиятельная группа священников
решается давать советы самому патриарху, как управлять церковью и что должно делать
главе русской церкви, чтобы поднять духовный уровень духовенства и прихожан.
Правда, Нижний Новгород был в это время частью московской епархии, главой
которой был сам патриарх, и поэтому патриарх и был ближайшей епископской
инстанцией, к которой могло бы обратиться нижегородское духовенство. Но
священники, все же решаясь на такой шаг, минуя местных духовных старост и
благочинных, делают весьма необычный для русского православия поступок. В 1636
году девять нижегородских протопопов и священников, возглавляемых Нероно-
вым, подают патриарху Иоасафу (1634—1641), преемнику Филарета, "память",
или, по-современному, доклад, в котором дают весьма печальную картину
русских церковных нравов и просят принять срочные меры для поднятия
благочестия и спасения находящегося в опасности православия40.
37ААЭ.Т. III.C. 284.
38 См., например, его выступление против скоморохов: Материалы для истории раскола... Т. I.
С. 260,265.
39 Там же.
40 Челобитная нижегородских попов в лето 7144, изд. Н. В. Рождественским // ЧОИДР. 1902.
Т. U.C. 1-34.
90