ТОМ II. Глава III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ
вольство перешло в "лютую ненависть" к режиму39. В 1855 г. даже были случаи
трудностей с принятием старообрядцами-ополченцами присяги на верность новому
государю Александру II, а в Бронницах один ополченец заявил даже, что "не
хочет служить государю", и назвал его антихристом40.
Рост взаимных симпатий старообрядцев и интеллигенции усилился после
опубликования щаповской работы и прежде всего выразился в сближении
старообрядческих купцов Москвы и Петербурга с либеральными оппозиционерами
из разночинцев41 и в обширных публикациях материалов о старообрядчестве.
Д.Е. Кожанчиков, Н.С. Тихонравов, СВ. Максимов, Н.И. Попов в 1860—1862 гг.
опубликовали богатейшие и до сих пор не утратившие свою ценность
материалы по расколу, среди которых впервые увидевшие свет "Повесть о Белом
Клобуке", "Житие" Аввакума, "Повесть об отцех и страдальцех соловецких" и многие
другие ценнейшие литературные и исторические источники42. Уже сами факты
передачи раскольниками своих старинных книг и документов для публикации
интеллигентами-радикалами свидетельствовали о растущем сближении и взаимном
доверии. Особенно важную роль в контактах старообрядцев с левой
интеллигенцией играли Д.Е. Кожанчиков и СВ. Максимов, которые были близки как с
петербургскими и московскими старообрядцами (с одной стороны), так и с
кругами, возглавляемыми Чернышевским, Добролюбовым, Серно-Соловьевичем—с
другой43.
Растущие взаимные симпатии старообрядцев и левых кругов выразились и
в регулярной пересылке интеллигентским и либеральным чиновничеством
материалов о старообрядчестве Герцену в Лондон, и в росте простарообрядческих
настроений в самой лондонской группе Герцена44.
2. РАСКОЛ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
До 1840-х годов судьбы раскола мало занимали умы и внимание русской
интеллигенции. Полное, почти безраздельное господство западной культуры над
интеллектуальным развитием общества, отсутствие интереса к проблемам веры и
малое знание русского прошлого были причиной равнодушия русской культурной
элиты к этому самому значительному духовному движению в русском народе.
Пристрастие раскольников к старому обряду не могло интересовать ни вольтерьян-
39 История Министерства внутренних дел / Сост. H.B. Варадинов. Кн. VIII: История
распоряжений по расколу. СПб., 1863. С. 566 (Далее—МВД. История.).
40 Филарет (Дроздов), митр. Собрание мнений и отзывов. Т. IV. С. 22.
41 Кельсиев В. И. Исповедь. С. 318-324.
42 См. "Летописи русской литературы и древности под ред. Н.С. Тихонравова" (Л РЛД) и
издания: Максимов СВ. Материалы для истории русского раскола: I. История о взятии Соловецкого
монастыря. II. Повесть о страдальцех Соловецких. III. Два послания протопопа Авваккума // Сын
Отечества. 1861. №№ 38, 40; Максимов СВ. Рассказы из истории старообрядчества, переданные по
раскольничьим рукописям. СПб., 1861; Сборник из истории старообрядства (Издание Н.И.
Попова). М., 1864; Материалы для истории раскола: Сборник для истории старообрядчества, изд. Н.И.
Поповым. Т. 1—2 (Вып. IV—V). М., 1864—1866; Три челобитные: справщика Саватия, Саввы
Романова и монахов Соловецкого монастыря (Три памятника из первоначальной истории старообрядства).
М., 1862 (и многие другие издания Кожанчикова); Есипов Г.В. Раскольничьи дела XVIII столетия,
извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии. Т. I—II. СПб.,
1861-1863.
43 Кельсиев В.И. Исповедь. С. 312-316.
44 О росте простарообрядческих настроений в группе Герцена в Лондоне <см. "Исповедь"
Кельсиева>.
490